Небольшая улица в центре Орла носит имя архитектора Ивана Фомина. Когда-то здесь стоял дом, в котором родился известный зодчий, создатель архитектурного стиля «пролетарская классика».
Путь в архитектуру
Иван Фомин родился 22 января (3 февраля) 1872 года в г. Орле в семье чиновника ОрловскоДинабургской железной дороги. В 1876 году семья переехала в Ригу. После окончания гимназии Иван поступил на математический факультет Московского университета. Во время учебы увлекся архитектурой, уехал в СанктПетербург. Там учился на архитектурном отделении Высшего художественного училища при Императорской академии художеств, но был исключен за участие в революционном движении.
Фомин переехал в Москву и стал помощником известных архитекторов Федора Шехтеля и Льва Кекушева, в частности, участвовал в реконструкции и внутренней отделке здания Московского художественного театра, строительстве особняка Рябушинского на улице Качалова и дома Московского купеческого общества на Лубянке.
В 1902 году Фомин организовал выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», на которой были представлены и самостоятельные его работы. Они вызвали большой интерес, о 30летнем архитекторе заговорили в художественных кругах.
В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств, в 1909 году выполнил дипломный проект по классу профессора Л.Н. Бенуа на тему «Курзал на Минеральных Водах» и получил звание художникаархитектора.
Неоклассицизм
В последующие годы Фомин строил преимущественно в Петербурге. Он стал лидером нового направления в русской архитектуре ХХ столетия – неоклассицизма. В 1910е годы в стилистике неоклассицизма Фоминым были выполнены крупные проекты: жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (совместно с Ф.И. Лидвалем), ансамбля зданий на Тучковом буяне (совместно с О.Р. Мунцем, М.Х. Дубинским, С.С. Серафимовым), курортных комплексов для Кавказа и Крыма, но они остались неосуществленными. Самые известные работы Фомина того периода можно увидеть в Петербурге и сегодня — это дома А.А. Половцева и С.С. АбамелекЛазарева.
В 1915 году Ивану Фомину присудили звание академика архитектуры. После революции в Петрограде он возглавлял архитектурнопланировочную мастерскую, участвовал в конкурсах, активно преподавал.
«Пролетарская классика»
В 1929 году Фомин переехал в Москву. Еще в 20е годы архитектор сформулировал свою концепцию «пролетарской классики», основанной на объединении элементов классической архитектуры с принципами современного строительства. В качестве материала для будущих строений архитектор видел железобетон, который в те времена был новинкой. При этом он считал, что «на крепкий костяк из железобетона следует надеть мясо из кирпича и камня; эта декорация есть наш архитектурный язык».
Эти идеи нашли отражение в строгих и предельно лаконичных формах зданий в проектах Химикотехнологического института в Иваново (1929), Дома общества «Динамо» (192830), нового корпуса Моссовета (192930) и станции метрополитена «Красные Ворота» (1935) в Москве.
Сталинский ампир
В начале 30х годов лидирующим направлением в советской архитектуре стал «сталинский ампир».
В этот период Фомин уделяет значительное внимание внешнему декору зданий. В проектах появляются портики, ротонды, аркады, скульптуры и рельефы. Среди работ зодчего, отмеченных новыми веяниями, – проекты Курского вокзала, театра Красной Армии в Москве, здания Совета министров УССР в Киеве (при участии архитектора П.В. Абросимова), Дома Красной Армии при Военной электротехнической академии в Ленинграде.
В 1933 году зодчий возглавил одну из архитектурнопроектных мастерских Моссовета (мастерская № 3) и руководил ею до последних дней жизни.
Поздние работы Фомина, выполненные совместно с учениками,— это конкурсные проекты театра в Ашхабаде , здания Наркомтяжпрома на Красной площади, городка Академии наук СССР в Москве (соавторы), санатория Комиссии содействия ученым в Сочи (соавтор Л.М. Поляков).
Лаконичный стиль Фомина можно увидеть в интерьере станций метрополитена «Красные Ворота» и «Площадь Свердлова» («Театральная»).
Умер академик 12 июня 1936 года в разгар активной творческой и общественной работы. Ряд его проектов был завершен его учениками. Похоронен И.А. Фомин в Москве на Новодевичьем кладбище. Династию зодчих продолжил его сын, дочь стала художником-графиком.
В СанктПетербурге именем архитектора названы улица и сад. На стене дома, где он жил и работал (Кадетская линия, 29), установлена мемориальная доска.
Марина САМАРИНА