Среди неценовых факторов, влияющих на изменение спроса, структуры потребительской корзины, выделяются следующие: увеличение или сокращение доходов населения, изменение структуры населения, рост или уменьшение цен на товары заменители, а также изменение потребительских предпочтений.
Последний является наиболее динамичным и подвержен влиянию различных условий. Это и реклама, а также воздействие прочих инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций, таких как система скидок, упаковка, маркировка, проводимые производителями мероприятия, направленные на развитие связей с общественностью (Public Relations, PR) и т.д. Кроме того, это может быть мода, изменение потребительского поведения большинства представителей общества, а также формирование востребованности определённых товаров под влиянием внешних условий, как, например, пандемия коронавируса, повлёкшая за собой увеличение спроса на средства индивидуальной защиты, противовирусные медицинские препараты и проч.
Отдельного внимания заслуживает изменение потребительских предпочтений среди молодого поколения и, в особенности, студентов. Часть людей, относящаяся к данной категории, представляет собой основу будущего экономически активного населения, которое на протяжении нескольких десятков лет будет задавать ритм не только своей, но жизни социально незащищённых слоёв населения — обеспечивать пенсионеров и заботиться о детях. Об особенностях их поведения в будущем, взглядах на жизнь, ценностях, отношении друг к другу, родине, к представителям других национальностей и вероисповеданий могут говорить формирующиеся потребительские предпочтения в возрасте совершеннолетия.
На протяжении последних нескольких лет в Среднерусском институте управления – филиале РАНХиГС отслеживается процесс увеличения спроса на определённые товары среди студентов первых курсов под влиянием моды. Если в 2019 году были особенно востребованы беспроводные наушники, в 2020 году вейпы и различные сопроводительные товары к ним, то в 2021 году предметом наиболее частого выбора представителей молодого поколения стали антистрессовые игрушки типа «поп-ит» и «симбл-димбл». Может ли это говорить об инфантильности или о том, что они формируются в жесточайших условиях стресса – вопрос открытый и требующий дополнительных исследований.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольги Ивановны Карповой, так называемое поколение «Z» или «хоумлендеры», отличительной чертой которых является полное погружение в многогранную среду Internet, обеспечивающую безграничное общение, доступ к любой информации, а также жизнедеятельность вне временных и пространственных рамок, обладают огромным потенциалом в плане дальнейшего развития. Однако, являются более уязвимыми по сравнению с предыдущими поколениями по причине наличия малой практики живого общения. Что обуславливает необходимость более внимательного и бережного отношения к ним со стороны учителей, преподавателей, а также будущих работодателей.