Лидеры российского FMCG-ритейла (продуктов массового спроса) – компании X5 Group и «Магнит» – заявили о добровольном ограничении торговой наценки до 10 % в течение 2022 года в отношении базового продуктового набора, включающего социально значимые товары: хлеб, молоко, крупы, вермишель, овощи.
В настоящее время крупные торговые компании все больше внимания уделяют формату работы в качестве дискаунтеров, расширяя портфели собственных торговых марок, инвестируя в логистику, прямой импорт и развитие собственных сельскохозяйственных предприятий. Это позволяет им контролировать процесс формирования затрат и цены и предлагать покупателю товар по справедливой и доступной цене.
По данным ритейлеров, торговая наценка 10% примерно в 1,3–1,5 раза ниже фактических затрат торговой сети на логистику, персонал, аренду магазинов и коммунальные платежи и т. д. Следовательно, указанная наценка не только не принесет прибыли, но и не позволит магазинам компенсировать все издержки, поэтому ожидается получение убытка от продажи базового продуктового набора. Но ритейлеры идут на это с целью формирования лояльности клиентов, такая стратегия привлекает покупателей, приобретающих наряду с базовыми товарами и более дорогие, со стандартной наценкой.
Данная мера является наиболее мягкой альтернативой жесткому регулированию цен на некоторые социально значимые виды продуктов, имевшему место в 2021 году. Указанный инструмент имел недостатки, формируя дисбалансы в производственном, оптовом и розничном звене, и был сложен в администрировании.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ларисы Тугачевой, заявление лидеров российского FMCG-ритейла об ограничении торговой наценки на базовый набор товаров свидетельствует о проявлении бизнесом социальной ответственности и является кратковременной мерой поддержки. В долгосрочной перспективе указанное ограничение не будет иметь эффекта без соответствующего роста реальных доходов потребителей.