Привычка запасаться всем впрок у россиян передается из поколения в поколение. В этот раз ажиотаж возник вокруг сахара.
Два года назад, когда нас всех дружной толпой отправляли на удаленку, продуктовым фаворитом у россиян стала гречка. С такой же молниеносной скоростью в магазинах исчезала и туалетная бумага, а в Сети появилась шутка: «Господи, дай людям мозги, гречка и туалетная бумага у них есть».
Несмотря на то, что некоторое время спустя мусорные баки наполнились пакетами с просроченной гречневой крупой, а запас бумаги комуто до сих пор нет смысла пополнять, опыт не всем пошел на пользу. С той лишь разницей, что теперь у продуктовых паникеров в лидерах – сахарный песок.
Я пыталась не поддаваться всеобщей панике и даже с некоторой насмешкой наблюдала в магазинах, как посетители, буквально сбивая друг друга с ног, несутся к полкам с вожделенным товаром. До той поры, пока однажды утром не высыпала в кофе последнюю ложку сахара. Но унывать не стала и отправилась за покупками. В близлежащих магнитах и пятерочках полки с сахаром оказались пусты, а продавцы уныло отвечали, что ни вчера, ни сегодня его не завозили. «Может быть, будет завтра», – обнадежила кассир. Более крупные торговые сети надежд тоже не оправдали, а пенсионерки в очереди перешептывались: «Откроем варенье и мед, может, хоть так внуки приучатся есть их, а то избаловались совсем». Вспомнив, что с осени у меня тоже осталась пара банок меда, я отказалась от решения объехать весь город в поисках сахара. И прикидывала в уме, сколько килограмм удастся сбросить к лету, если откажусь от его употребления.
Вечером в очередном прямом эфире в соцсети губернатор Орловской области вновь обратился к жителям с просьбой не скупать сахар и в очередной же раз заверил, что в регионе достаточное его количество, с лихвой всем хватит. Но разве ктото поверит главе региона, если одна бабушка из соседнего подъезда страшным шепотом по секрету поведала, что сахара больше не будет, а, если и будет, то на него введут талоны? Именно так и работает историческая память – старшее поколение помнит, каково это было, когда продукты по талонам и очереди в магазинах. И никакие уверения властей здесь не в силах перебороть всеобщий страх. И хотя все и постят в соцсетях шутку Андрея Клычкова про орловский самогон, который мы будем импортировать, но сами продолжают пополнять припасы сладкого яда. Вспомнился рассказ подруги, которая вечером услышала разговор пожилой посетительницы «Магнита» с продавщицей:
– А что же, сахара у вас нет?
– Так вы же только утром тележку набрали. Что, уже закончился весь? – не удержалась от иронии сотрудница магазина.
Недобросовестным же предпринимателям эта продуктовая паника сыграла только на руку. И хотя сахар – это социально значимый товар, цена на него в некоторых торговых сетях уже выросла в два раза. Ну что ж, это как раз тот случай, когда жители сами же и вызвали искусственный рост цен. На момент сдачи номера в печать, кстати, ситуация с сахаром в магазинах стала стабилизироваться, и товар легко можно найти. Правда, теперь за него придется раскошелиться.
Я долго ломала голову, пытаясь понять – неужели люди не видят, что собственноручно провоцируют торговые сети на повышение цен? Уже несколько недель мы все находимся в состоянии стресса и страха. На события, происходящие в стране и мире, мы, обычные граждане, никак не можем повлиять. Принятие важных решений мы делегировали власти, а теперь понимаем, что ход их находится вне нашего контроля. Но позаботиться о личной безопасности внутри хотя бы своей семьи можем именно мы. И, вполне вероятно, запастись продуктами – это именно та зона ответственности, на которую мы в силах повлиять. «Раз все бегут покупать сахар, значит, и мне он нужен», – тут отчасти срабатывает стадный эффект, который немного помогает выйти из состояния стресса. Жаль только, что некоторые бизнесмены пользуются слабыми точками населения и оборачивают это в свою пользу.
Не менее грустная сейчас ситуация и в магазинах одежды. Владельцы некоторых даже не стали утруждать себя тем, чтобы повесить новые ценники – просто на старых зачеркивают меньшую стоимость, меняя ее на большую. Видимо, пока мы будем с грустью вспоминать, как в борьбе за клиентов торговые сети делали ровно наоборот, заманивая нас скидками. И хотя мы понимали, что это обычная рекламная уловка, все равно велись на нее. Как теперь в нас будут побуждать желание купить платье, оставшееся еще с новогоднего завоза, по цене в два раза выше прежней? Цена на обувь тоже подскочила до запредельных размеров, хотя большая часть ассортимента – из старой коллекции. Скорее всего, владельцы магазинов все же скоро поймут, что их покупатели – это обычные жители Орла с орловскими же, а не столичными зарплатами, и, когда потребительский спрос снизится, они перестанут навариваться на всеобщей панике, иначе им придется просто уйти с рынка.
В Северном районе есть стихийная ярмарка – там местные пенсионерки каждый день торгуют огурцами, помидорами с собственных дач, консервацией и фруктами. И вот както в 2014 году за один день цена на обычные яблоки с обычной орловской дачи подскочила в два раза.
– Ну а что вы хотели? Санкции же! – ответила мне тогда пенсионерка.
Цены потом снизились, но осадок остался.
Анна АЛЕКСАНДРОВА