Екатерина Юдина стала победителем муниципального этапа конкурса «Воспитатель года». Она рассказала «Орловской городской» о своей работе и современных методиках развития детей.
Теплое воспоминание
Екатерина пришла работать в детский сад девять лет назад. И это был осознанный выбор. Она окончила Мезенский педагогический колледж, получив там квалификацию «воспитатель детей дошкольного возраста». Продолжила учиться в ОГУ им. И.С. Тургенева по направлению психологопедагогическое образование, диплом получила в 2019 году.
– Профессию выбрала по зову сердца, поскольку и до сегодняшнего дня испытываю теплые чувства, вспоминая то время, когда я сама ходила в детский сад. Я восхищалась своей воспитательницей, хотела быть похожей на нее, – говорит Екатерина.
Первый день
Свой первый рабочий день в детском саду она вспоминает с улыбкой, хоть ей тогда и пришлось испытать немало страхов и сомнений.
– В голове постоянно возникали вопросы: «А правильно ли я делаю?», «А можно мне так поступать?». Волновалась, когда беседовала с родителями, чувствовалось их недоверие к неопытному воспитателю. Но прошел год, и я убедилась, что все мои страхи и сомнения были напрасными. Провожала свою группу малышей в школу со слезами на глазах. Слезы были у всех, и у детей и у родителей. Через два месяца я снова буду выпускать деток в школу. Это мои самые любимые воспитанники, я с ними уже четыре года. На моих глазах они превратились из маленьких непосед в самостоятельных, организованных будущих первоклассников, – делится Екатерина.
Эйдетика
В своей работе воспитатель применяет методику развития памяти, воображения и внимания — эйдетику. Упражнения по данной методике основаны на работе образного мышления.
– Интерес к эйдетике возник с первого взгляда, само название показалось необычным и интригующим. Безусловное преимущество данной методики для работы с дошкольниками — игровая форма упражнений. Игра, как известно, это основная деятельность детей до семи лет. С помощью игры малышей можно увлечь и не перегружать излишней информацией. Также методика направлена на работу с образами, а именно образами мыслит дошкольник. До семи лет у детей больше развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за воображение, связь между словами и цветом, предметами и цветом, – продолжает Екатерина.
Скорочтение
Для своих воспитанников Екатерина ведет кружок «Скорочтение». Методика способствует быстрому восприятию текстовой информации, повышается скорость чтения, память, способность воспроизводить информацию.
– Для дошкольников быстро читать — не главная задача, хотя тренировка не помешает. Важнее научиться понимать прочитанное, пересказывать, отвечать на вопросы по тексту, заучивать стихотворения в короткий срок. Я использую разные упражнения по методике скорочтения. Детям очень нравится игра — вместо слов картинки. Нужно прочитать предложение, в котором некоторые слова заменены картинками. Ребята охотно ищут слова в таблице слов и раскрашивают их. Расширяет угол зрения таблица Шульте, чтение с пристукиванием позволяет сосредоточиться. Очень любят дети игру «Снежный ком», она направленна на развитие памяти, мышления и взаимодействия в коллективе, – говорит Екатерина.
Не дать перегореть
По мнению воспитателя, современные родители порой предъявляют слишком высокие требования к подготовке дошкольников.
– Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее формировать у дошкольников качества, которые в дальнейшем помогут лучше усваивать школьную программу. А именно: развивать умение слушать, наблюдать, запоминать и перерабатывать информацию, воспроизводить ее. Конечно, родителям не стоит останавливаться в поиске кружков для подготовки детей к школе. Но следует помнить, что нельзя перегружать детей лишней информацией. Иначе ребенок может просто перегореть ко времени поступления в школу. Каждый малыш от природы очень любопытен и усваивает огромное количество разнообразной информации. Главная задача родителей и воспитателей — поддержать любознательность и всячески стимулировать мышление, поскольку пробелы умственного развития будет тяжело восполнять, когда ребенок уже пойдет в школу. И, опять же, стоит помнить, что главное — не объем полученной ребенком информации, а развитая способность ее освоить и переработать, – советует Юдина.
Осторожней с гаджетами
Многих родителей, бабушек и дедушек волнует вопрос увлеченности детей различными гаджетами.
Екатерина уверена, что современные гаджеты, безусловно, оказывают влияние на развитие детей. Но вместе с тем новые технологии активно входят во все сферы жизни, в том числе их включают и в образовательный процесс.
– Использовать гаджеты можно поразному. Хотя я сама довольно консервативна в этом вопросе, но далеко не всегда влияние технологий настолько сильно и опасно. На мой взгляд, бессмысленные игры и просмотр странных по содержанию видео на ютубе нужно исключать. А вот короткие образовательные видеоролики вполне можно посмотреть вместе с детьми, – заключает Екатерина.
Справка
На 13м муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года» свои навыки демонстрировали 34 педагога дошкольных образовательных учреждений. Они проводили уроки с детьми и мастерклассы с коллегами. Во второй отборочный тур прошли только 15 человек. Затем оценивались результаты применения методик развития дошкольников. Сейчас Екатерина Юдина готовится к региональному этапу конкурса «Воспитатель года».
Вероника Иконникова