Даже заядлые театралы далеко не всегда задумываются о том, как много людей вкладывают в каждую постановку свой талант и усилия. «Орловская городская» побывала за кулисами театра «Русский стиль».
Костюм для героя
Орловский муниципальный драматический театр «Русский стиль» им. М.М. Бахтина весьма небольшой, и тем не менее постановочная часть, работающая над костюмами, декорациями и в целом над всем визуальным оформлением каждой истории на сцене, трудится в буквальном смысле не покладая рук.
В «Русском стиле» не только бережно хранят и поддерживают в прекрасном состоянии костюмыровесники самого театра, но и создают новые, оригинальные и запоминающиеся.
– Костюм – это один из важнейших моментов, он должен «ложиться» на спектакль, должен быть не просто красивым и ярким, а в первую очередь помогающим зрителю понять, кто перед ним. Является ли герой романтиком или позером, каковы черты его характера, все это можно продемонстрировать зрителю с помощью костюма, – рассказывает художникпостановщик Анна Назарова.
Спектакли в репертуаре «Русского стиля» представлены очень разные, и в зависимости от того, сколько и каких костюмов для их постановки требуется, подготовка к каждому занимает в среднем от одного месяца до трех. Самым главным в этой работе Анна называет умение приходить к консенсусу, находить ту форму, идею и подачу, которую и режиссер, и постановочная часть театра сочтут наиболее точно передающей смысл.
В то же время есть в этом процессе аспекты, для зрителя далеко не очевидные, но для успешного показа спектакля имеющие огромное значение. Художникмодельер театрального костюма Олеся Гущина разъясняет их на примере обыкновенного пальто.
– Есть вещи, которые, как может показаться, театру проще купить, но их надежнее сделать самим, – говорит она. – Так, сейчас мы вместе с актрисой, которой предстоит в этом пальто выйти на сцену, работаем над петлей. Казалось бы, это мелочь, но если эта петля окажется неудобной или пальто расстегнется во время действия, на ход спектакля это может негативно повлиять. Также важна каждая пуговица, каждая булавка, каждая самая мелкая деталь. Костюм должен помогать не только зрителю, он должен помогать артисту, быть удобным и становиться для него своего рода опорой на сцене.
Участники шоу
В «Русском стиле» отмечают, что спектакликонцерты пользуются у орловцев особым успехом, и объясняют это тем, что традиционный спектакль может не понравиться, зритель может получить билеты в подарок или купить их, не зная, о чем будет постановка, и она может не вызвать отклика.
– Спектакльконцерт, такой как, например, «Песни нашего кино» (6+), «попадает» в большую часть зала, потому что номеров много, и как правило, каждый человек находит чтото интересное для себя. В таких постановках мы все участвуем, можно сказать, непосредственно, – продолжает Олеся Гущина. – Когда в распоряжении артиста всего 23 минуты на то, чтобы переодеться, мы осуществляем это буквально в шесть рук. Случаются, конечно, и непредвиденные ситуации. Прямо на сцене у актера может разойтись шов или оторваться пуговица, и это нужно исправлять сразу, прямо по ходу спектакля, поэтому мы всегда находимся поблизости и готовы ко всему.
Впрочем, даже если ничего, требующего экстренного вмешательства специалистов, с костюмами не происходит, неверно было бы полагать, что единожды подготовленный образ остается просто висеть на вешалке.
– Мы подгоняем костюмы по фигуре, если поменялся актер или произошли какието изменения, следим за тем, чтобы весь этот действительно огромный фонд оставался в сохранности. То, что нашим театром точно востребовано не будет, стараемся отдавать молодым театральным труппам и студентам, – поясняет Олеся.
Творцы и мастера
В театре с особым теплом рассказывают о случаях, когда после спектаклей непосредственно со сцены зрители делали предложения руки и сердца своим избранницам.
– Сама атмосфера для подобных жестов должна быть подходящей, важно, чтобы она создавалась правильно и уместно, и была понятна и близка зрителю, – говорит Анна Назарова.
Как художникпостановщик Анна не только наравне с режиссером решает, какими будут костюмы для того или иного спектакля, но и полностью отвечает за визуальную часть каждой постановки, в частности, продумывает декорации.
– Эти два процесса несопоставимы, потому что у них разные задачи, но успешная реализация того и другого, на мой взгляд, становится возможной благодаря верному сочетанию творчества и вполне материального мастерства. Важно не уйти в творческом процессе слишком далеко, и точно так же важно понимать, как сильно с помощью декораций можно изменить пространство зала и само восприятие происходящего, – продолжает она. – Я бы сказала, что самый сложный спектакль, над которым мне когдалибо приходилось работать, это тот, над которым я работаю сейчас, и это не о какомто конкретном спектакле. Самое сложное – это всегда сейчас, в моменте, и это было, есть, и я полагаю, в будущем останется для меня невероятно интересным.
Анастасия Извекова