В областном Выставочном центре открылась юбилейная персональная выставка члена Союза художников России Андрея Коханика.
Разумеется, Андрей – это для близких. Для тех, кто знает художника еще со студенческой скамьи. Сегодняшние студенты уважительно именуют его Андрей Семенович. В 55 мастера принято называть зрелым. В случае с Кохаником так и есть, вот только как живописец он созрел еще на ученической скамье, сразу найдя свой стиль и почерк.
Чутье на талант
Родом из Перми, детство и юность Андрей Коханик провел на Брянщине, переехав сюда в начале 70х вместе с родителями. Здесь учился, окончил общеобразовательную и Детскую художественную школы, а затем год работал на станкостроительном заводе. В Орел он приехал в 1985 году и вслед за старшим братом Станиславом поступил на художественнографический факультет. Так же как и талантливого брата, здесь его заметил народный художник СССР Андрей Ильич Курнаков. У мэтра был очень верный глаз не только в отношении искусства, но и особое чутье на одаренных студентов. Курнаков всегда выделял их, старался брать самых даровитых «под свое крыло».
Так случилось с Андреем Кохаником. В далеком 93м ему предложили остаться работать на худграфе, где он нашел свою «половинку» и создал семью, защитил кандидатскую диссертацию и вместе со старшим братом работает на факультете и учит молодежь премудростям художественного ремесла – по сей день.
Умение учиться
Общение мэтра и его ученика продолжилось и после окончания института. Особенно это касается помощи в создании диорамы «Сражение под Кромами. 1919 год». Не секрет, что работая над огромным полотном, в последние годы жизни Курнаков уже не мог обходиться без помощников и заканчивал масштабное произведение со своими бывшими дипломниками. Надо ли говорить, что такого рода опыт для них был уникальным? В этом смысле Андрей Коханик сумел впитать очень многое. Это, прежде всего, касается подхода к профессии художника, когда необходимо, грубо говоря, постоянно вкалывать. Отвлечься от всего лишнего, наносного и целиком сосредоточиться на творчестве.
– Андрей Ильич не только советами, но и наглядно показывал, куда можно еще расти и как закончить начатую работу, – вспоминает Андрей Коханик. – К тому же, когда смотришь на произведения мастера, тоже учишься. Общение с ним дает огромный опыт. За своим братом я тянулся, когда ничего не умел, а потом всегда старался учиться у тех, кто может сделать лучше, чем ты.
Живописного опыта Андрею добавила и работа художникомреставратором в Орловском музее изобразительных искусств. Желание, а главное умение учиться стало воплощаться в его вполне самостоятельных полотнах. Он действительно както сразу нашел и сохранил самостоятельный почерк, в котором присутствует и поэзия, и какаято особенная музыкальность, и высочайшая культура подачи.
– Пишу, как чувствую и умею, – отвечает на это Коханик. – Просто стараюсь выразить свое понимание живописи, передать настроение, состояние природы или характер человека. Именно в такой манере я работаю и стараюсь быть честным. Я бы не назвал это какимто особым стилем. Конечно, раньше работал больше и чаще выбирался на этюды. Большинство пленэрных работ написано в Орле и его окрестностях, в свое время я часто писал этюды в Петербурге, и считаю этот цикл одним из самых удачных. Со временем все меняется и, конечно, манера моего письма тоже немного изменилась, может быть, появляется какаято мягкость, но ни с чьим влиянием это не связано. Ни на кого конкретно из художников не ориентируюсь, просто стараюсь смотреть много разных картин, иногда это наталкивает на какието идеи и сюжеты.
Идти своей дорогой
Несмотря на то, что за плечами у Андрея Коханика большое количество всевозможных выставок самого разного уровня (от персональных салонных показов – до всероссийских вернисажей), его творчество остается во многом недооцененным. И дело тут не только в личной скромности (хотя и в ней тоже). Сегодня, когда «мастера кисти и валика» стремятся подогреть зрителей либо салонными поделками на грани безвкусицы, либо эффектными вбросами красок на холст, а то и вовсе различными чудачествами и самопиаром на грани шизофрении, оставаться верным себе и идти своей дорогой очень непросто.
– Сейчас мало быть просто талантливым, – считает Андрей Коханик. – Надо еще гдето тусоваться, «вращаться» – в столице, например. Надо уметь понравиться покупателю или заставить его поверить в то, что твоя работа – это то, что ему жизненно необходимо. Нужно постоянно напоминать о себе какимито акциями или просто скандалами… Я от всего этого далек. В выборе профессии я ничего бы не менял, потому что занимаюсь любимым делом и, наверное, есть судьба, которая привела меня в эту профессию, а судьбе сопротивляться не стоит!
Андрей ТУРБИН