Недавно в Орле закрылись магазины крупных иностранных брендов одежды. Что ждет покупателей и каковы перспективы отечественных производителей, попыталась выяснить «Орловская городская».
Не сказали – «прощай»
В орловских торговых центрах закрылись двери крупных зарубежных компаний, продающих одежду. Однако окончательно расторгать торговые связи данные предприятия не спешат. Официальная версия: приостановка деятельности в связи с логистическими проблемами.
Дату возобновления торговли, разумеется, никто не называет. Торговые площади временно закрытых магазинов пока пустуют, с витрин убраны манекены. Новые арендаторы покинутые места не занимают.
Цены только растут
После существенных перемен на рынке активно обсуждается вопрос новых возможностей для отечественных производителей одежды. Смогут ли они перетянуть на себя покупательский интерес?
Если забить в поисковик запрос: «швейные предприятия в Орле», система выдаст около 20 наименований. Большинство предприятий занимаются изготовлением детской и специализированной одежды, есть и фабрики по производству женских и мужских моделей.
Сейчас производители одежды больше всего обеспокоены ростом цен на расходные материалы.
– Ткани подорожали примерно на 100%, фурнитура — на 150%. Поставщики объяснили столь стремительный рост в основном падением курса рубля относительно доллара. Однако когда доллар стал дешевле, цены на расходные материалы так и не изменились, – говорит руководитель орловского швейного производства Ольга Конькова.
Не менее остро стоит вопрос изменения логистических цепочек, ткани едут дольше и перевозка их стала затратной (из-за повышения стоимости топлива на мировых рынках). В основном ткани привозят из Турции и Китая, эти страны способны обеспечить отечественных производителей материалами по сходной цене и достойного качества.
Сейчас Ольга ищет новых поставщиков, пытается сокращать издержки и расширять клиентскую базу.
Уходим в онлайн
Один из способов найти новых покупателей — использование интернетплощадок. С этим инструментом многие предприниматели познакомились в период введения коронавирусных ограничений.
– Маркетплейсы оказались действенным инструментом, очень надеемся, что они продолжат работать. На одном из них организовали продажи своей продукции, спрос есть, объемы растут, – продолжает Ольга.
Однако о существенном расширении производства речь вряд ли может идти. Сейчас главная проблема — выдержать в новых условиях соотношение ценакачество. Орловские производители будут вынуждены повысить цены на свою продукцию. Правда, на сколько произойдет повышение, пока никто говорить не берется. Придется лавировать между повышением расходов и снижением покупательской способности. Пока понятно только то, что повышение не произойдет слишком резко: некоторые производители имеют запас прошлогодних тканей и фурнитуры. Цены изменятся, когда будут произведены новые закупки.
С долей оптимизма
Один из способов снижения издержек — осуществление пошива с использованием материала заказчика (так называемого давальческого материала). Тогда предприятие будет нести затраты только на пошив. Также швейные предприятия рассматривают возможность работы под заказ, когда клиент оплачивает партию заранее. Здесь можно применять принцип совместной закупки, когда несколько покупателей объединяются, чтобы заказать больше и получить скидку.
Помимо новых вызовов, придется преодолевать и старые препятствия для роста — например, кадровый голод. Найти профессионалов в швейном деле — проблема. Она возникла далеко не вчера и характерна не только для сферы легкой промышленности Орла.
– Будем искать выходы из ситуации, пока далеко не заглядываем и больших планов не строим. Единственное, что могу сказать с уверенностью, – закрываться не собираемся, работать продолжим, говорит Ольга.
Кто остался
В сложившейся ситуации орловские производители одежды вряд ли смогут занять места иностранных брендов. Они продолжат работать в своих, ранее занятых, нишах, пытаясь удержаться на рынке в связи с новыми обстоятельствами.
В орловских торговых центрах остались российские крупные производители одежды. Они сейчас стараются привлечь внимание покупателей различными акциями. Хотя к весенним распродажам потребители уже привыкли.
Именно российским брендам пророчат возможности расширения в связи с уходом иностранцев.
Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на данные Росстата, процесс импортозамещения в области пошива одежды продолжается не первый год. За последние 10 лет в России объем производства женской одежды вырос на 132%, форменной одежды — на 126%. Но доля импорта попрежнему остается высокой.
Свято место
По данным за 2021 год, половину ввозимой продукции составляли товары из Китая. Еще почти треть рынка делили между собой производители из Италии, Турции, Вьетнама, Бангладеш, Белоруссии. В стоимостном выражении годовой объем импорта одежды составлял более 2 триллионов рублей.
Ушедшие бренды занимали 13,5% общего объема импорта в стоимостном выражении и 9,8% в натуральном выражении.
На долю отечественных производителей приходилось около 20% рынка. По оценкам экспертов, процесс увеличения доли российского производства потребует времени. А пока покупателям стоит быть осторожней, ведь в продаже могут появиться контрафактные изделия.
Вероника Иконникова