Нашему земляку Ивану Павловичу Носкову 100 лет. Он участвовал в битве под Москвой, освобождал Орел.
Через все прожитые годы ветеран пронес воспоминания о той страшной войне, в которой нет ничего общего с тем, что показывают в современных фильмах.
Иван Павлович родился 26 июня 1921 года в многодетной рабочекрестьянской семье. Война застала его на Дальнем Востоке, где он учился в кавалерийской школе, спустя ровно четыре дня после двадцатилетия.
Группу младших командиров направили на переподготовку, в том числе — и комсорга кавалерийского эскадрона Ивана Носкова. Парень получил назначение в минометный дивизион 117й стрелковой дивизии. В то время фашисты были уже в двадцати километрах от Москвы. Туда и приехал Иван Павлович со своей дивизией. А с поезда — сразу на передовую.
– Погибали и умирали от ран молодые ребята, так и оставшиеся навечно девятнадцати и двадцатилетними. Только вчера вместе ели из котелка солдатскую кашу, а сегодня он уже лежит, завернутый в плащпалатку. Война – это кровь, смерть, боль, неимоверное напряжение физических и моральных сил. Я предпочитаю смотреть старые советские фильмы о войне, они ближе тому времени. Большинство современных сериалов со спецэффектами и трюками показывают войну как легкую прогулку, как сейчас говорят, суперменов. В них немало неточностей и несоответствий, – вспоминал потом ветеран.
Молодому комсоргу постоянно приходилось находиться в окопах и на огневых позициях. Особенно тяжело было под Ржевом. Бои там были одними из самых ожесточенных, группы фронтов одну за одной проводили наступательные операции, потери с обеих сторон были катастрофическими.
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна ни покрышки.
Эти строчки после войны написал поэт Александр Твардовский, сам видевший эти кровопролитные бои, которые он назвал самыми «удручающими и горькими за всю войну».
— Не один раз задавал себе вопрос, откуда черпали силы наши бойцы – уставшие, измотанные постоянными боями, невыспавшиеся и голодные. Смерть не раз заглядывала и мне в лицо, была постоянно рядом, – рассказывал Иван Носков.
А уже в июле 1943 года на Курской дуге началось одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Иван Носков принимал участие в освобождении Орловской области. Он вспоминает, что отступавший враг тогда просто свирепствовал. Гитлеровцы, спасая себя от нашей авиации, впереди и позади своих колонн гнали женщин и детей, а в освобожденных населенных пунктах оставляли после себя виселицы с повешенными. Злость и ярость заставляла наших измученных и уставших солдат из последних сил гнать врага с родной земли.
После освобождения области Иван Павлович участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии.
В боях под Гомелем в ноябре 43го он был ранен немецким снайпером. Пуля прошла по касательной сквозь руку в нескольких миллиметрах от сердца. Несмотря на это, Иван Павлович продолжил поднимать товарищей в атаку и, истекая кровью, сам бросился в бой. В том бою советским бойцам удалось остановить наступление фашистов. Сам Носков вскоре после начала атаки потерял сознание – вторая вражеская пуля попала в ногу офицера. Пять месяцев он провел в госпиталях.
Третье ранение он получил уже когда был заместителем командира батальона по политической части 265го полка 11й Гомельской армии 1го Белорусского фронта. Это случилось в начале 1945 года в боях на подступах к Кенигсбергу. После выписки из госпиталя 28 апреля прибыл в Москву за новым назначением. А в ночь на 9 мая в СССР объявили о капитуляции Германии. В этот день в Москве был дан грандиозный салют из тысячи орудий.
Можно ли передать словами, что чувствовали тогда измученные годами войны люди? Все устремились на улицу, чтобы поздравить другу друга с долгожданной победой. Праздник радости и скорби. Но даже те, чьи родные не вернулись с той войны, не сдерживали слез радости, потому что наконец произошло то, к чему миллионы русских людей шли четыре года, неся потери, трудности и горе.
– Можно понять тогда состояние и чувства фронтовиков: почти четыре года – шквалы свинца и огня, кровь и миллионы погибших. И вдруг победа, конец войне и, главное, я – живой! Это и было солдатское счастье, – так вспоминает Иван Павлович тот день.
После войны ветеран более 20 лет прослужил во внутренних войсках в Орле, в расформированной ныне воинской части, на территории которой сегодня располагается областное управление Росгвардии. Среди боевых наград ветерана, кроме ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».
Миллионы людей в те самые страшные для страны годы пожертвовали своими жизнями ради нашего благополучия. И сегодня, спустя 77 лет, мы радуемся самой Великой Победе и гордимся нашей страной!
Анна АЛЕКСАНДРОВА