По данным Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, проанализировавшего результаты обследований деловой активности с участием 50 тыс. руководителей организаций различных секторов экономики, основными сдерживающими факторами для отраслей российской экономики в 2021 году стали неопределенность экономической ситуации, недостаточный уровень спроса, высокий уровень налогообложения и недостаток собственных финансовых средств организаций.
Основным фактором, сдерживающим развитие промышленных предприятий и организаций сферы услуг в 2021 году, оставалась «неопределенность экономической ситуации». Среди различных сегментов сферы сервиса максимальный ущерб экономическая и пандемическая неопределенность нанесла гостиничным и туристическим услугам.
Слабый спрос на производимую продукцию / оказываемые услуги в конце 2021 года как лимитирующий фактор отметила почти половина руководителей оптовых и розничных фирм, организаций сферы услуг, а также обрабатывающих производств. В меньшей степени этот фактор сказывался на деятельности строительных компаний и предприятий добывающей промышленности. В разрезе отдельных видов промышленной деятельности наибольшую чувствительность к дефициту спроса внутри страны продемонстрировали предприятия по производству пищевых продуктов, напитков и электрооборудования, где этот фактор выделили более половины респондентов. Слабый экспортный спрос существенно осложнял деятельность предприятий по производству электрооборудования, резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования (более 30% респондентов). Наименее зависимой оказалась нефтехимическая отрасль: среди производителей кокса и нефтепродуктов: лишь 16% сослались на давление слабого спроса внутри страны и 7% – за рубежом.
Наиболее остро в 2021 году проблема конкурирующего импорта стояла перед производителями одежды, электрооборудования и текстильных изделий – такого мнения придерживались более 30% участников обследования из этих видов деятельности. В последние два года давление конкурирующего импорта на фармацевтическую отрасль заметно ослабилось: число респондентов, отметивших важность этого фактора, снизилось почти вдвое, с 49% в IV квартале 2019 года до 26% в аналогичном периоде 2021 года.
Недостаток финансовых средств организаций считала основным ограничителем производственной деятельности в конце 2021 г. почти половина респондентов из сферы услуг (третья позиция в отраслевом рейтинге лимитирующих факторов). В остальных наблюдаемых секторах экономики давление этого фактора отметили от 18 до 29% участников обследований.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ларисы Тугачевой, меры государственной поддержки импортозамещения помогут ослабить влияние факторов, сдерживающих развитие организаций базовых отраслей российской экономики.