С 1 января 2022 года действует новая система закупок услуг по организации питания детей. Значение нестоимостных критериев (качество) при оценке заявки увеличено до 60 %, стоимостных критериев (цена) снижено до 40 %. Введение нового порядка закупок связано с многочисленными фактами некачественного оказания услуг организации питания в детских образовательных учреждениях. В соответствии с ранее действовавшими нормами при оценке заявок на закупку действовали значения в размере 60% по стоимостным критериям (цена контракта) и 40% по нестоимостным критериям (качество оказания услуг). Так, регулярно заключались контракты с существенным снижением цены, в отдельных случаях достигавшим 60%. Например, в некоторых школах Санкт-Петербурга себестоимость школьных обедов в 2021 году составляла 62 рубля за порцию при рекомендованной Правительством цене в 173 рубля. С 1 января 2022 года услуги общественного питания и закупка продуктов в образовательных, медицинских, социальных организациях, а также учреждениях по организации отдыха детей и их оздоровления проводятся по новым правилам.
Для закупок подобных услуг на сумму свыше 500 тысяч рублей установлена специальная предквалификация. В соответствии с новыми требованиями участнику закупки необходимо представить сведения о наличии опыта исполнения аналогичных договоров. При этом цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 % НМЦК. Кроме того, для эффективной борьбы с распространением некачественных продуктов создана государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, – ООО «Оператор-ЦРПТ». Закупки продуктов питания для образовательных учреждений по 44-ФЗ имеют ряд ограничений, цель которых – соблюдение национального режима при проведении закупочной деятельности. Так Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016 дает преференции поставщикам из ЕАЭС, которые предлагаю заказчику такие виды продуктов: охлажденное мясо; рыбные продукты; сливочное масло; соль, сахар; сливки, сухое и сгущенное молоко. Заказчики не могут принимать предложения поставщиков, если вышеуказанная продукция произведена за пределами ЕАЭС, если в процессе торгов участники подали 2 и более заявок и предложили продукцию, произведенную в ЕАЭС разными производителями. Если таких заявок нет, в тендере принимают участие все поданные заявки участников. Еще один перечень продуктов с преференциями для поставщиков из ЕАЭС устанавливает Приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н. При закупке таких продуктов как рыба, замороженное мясо, мука, макароны, кондитерские изделия и т. д., заказчики должны предоставлять 15% преференции поставщикам из ЕАЭС.
По мнению эксперта кафедры «Менеджмент и государственное управление» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ереминой Ирины Александровны, новые правила будут способствовать выбору наиболее квалифицированного поставщика продуктов питания. В то же время несмотря на опыт и критерии отбора поставщика, качество поставляемого товара должно проверяться непосредственно во время приемки продуктов. Поскольку именно на этом этапе происходит подмена не соответствующей условиям контракта продукции.
Заказчики должны проводить выборочную проверку партии и сверять фактическое качество молока, мяса и других продуктов с заявленными в контракте характеристиками. В случае выявления нарушения заказчик имеет право отказаться от приемки продукции.