Орловский государственный академический театр им И.С. Тургенева показал премьеру комедии в масках «Синьор Тодеро-брюзга» (12+) по пьесе Карло Гольдони.
Атмосфера Италии
Премьера состоялась 28 апреля. Главный режиссер театра Владимир Хрущев поделился впечатлениями от работы труппы.
– Пожалуй, впервые в жизни перед премьерой я сидел на прогонах, наблюдал за происходящим на сцене и понимал, что я абсолютно доволен, мне нечего добавить, – рассказал он. – В любом спектакле есть нюансы, которые «шлифуются» уже в процессе показов, со зрителем, и разумеется, они найдутся и здесь, но в целом поставленные задачи, на мой взгляд, практически выполнены.
Режиссер не скрывает, что сам план представить на сцене орловского академического театра комедию дель арте (комедию масок) был достаточно амбициозным, но при этом полезным для развития труппы, для понимания самого театрального языка.
– Я много лет занимался пантомимой и понимал, что комедия дель арте – это достаточно близкий к ней вид искусства, но лишь погрузившись в постановку, в полной мере осознал, насколько это отличается от обычного состояния артиста, – рассказывает он. – В тех спектаклях, которые мы привыкли видеть, в распоряжении актера есть достаточно большой набор выразительных средств, которые зритель привык понимать. Здесь же артисты в масках, и способы передать такие эмоции, как выразительный взгляд или долгая пауза, отменяются автоматически. Комедия дель арте – это площадное, фронтальное искусство, мгновенное и аффективное. Артистам приходится отвечать на происходящее моментально, всем телом, по определенной и достаточно непростой схеме. Уже в самом начале работы над спектаклем я понимал, что сложностей у нас будет много. Однако сейчас, когда все уже готово, я вижу, что мы смогли рассказать классную, легкую, веселую историю, и в то же время провести достаточно серьезное исследование системы дель арте, этого особого мира, в который многие артисты погрузились с большим интересом и вдохновением. Я рад, что в спектакле есть все то, что мне изначально хотелось видеть: атмосфера Италии, солнечный свет, музыка волн. Маски живые и разные, все ярко, насыщенно и полно.
Положительные эмоции
Владимир Хрущев убежден, что театр как явление начинает угасать в тот момент, когда пытается выставить четкие рамки и подогнать репертуар под конкретные категории зрителей.
– Не может быть постановок, рассчитанных только, например, на рабочий класс или исключительно на молодежь, – поясняет он. – В то же время театр должен оставаться понятным и интересным современному зрителю, идти в ногу со временем.
Комедия как жанр развлекательный в последние годы стала особенно востребованной по всей стране, об этом свидетельствуют не только орловские режиссеры, но и режиссеры театров, приезжающих в наш город на гастроли.
Желание зрителя испытать положительные эмоции, расслабиться и посмеяться понятно, однако само восприятие «забавного» традиционно достаточно размыто.
Чувство юмора, как и чувство прекрасного, равно как и глубина восприятия, у каждого человека свои, и на фоне этого очевидного утверждения «Синьор Тодеробрюзга» получился необычайно удачным.
Сюжет пьесы достаточно простой, даже предсказуемый, но при этом комедия вызывает отклик у самых разных категорий зрителей. Тонкий, донесенный лишь жестом или интонацией юмор соседствует здесь с очевидными, всем понятными шутками, а житейские ситуации, которым мы привыкли не придавать большого значения, благодаря грамотно расставленным акцентам, внезапно представляются до смешного абсурдными.
Представленный зрителю как действительно качественная, увлекательная и весьма необычная комедия, «Синьор Тодеробрюзга» получился понастоящему впечатляющим и в визуальном и музыкальном плане.
Красивейшие мелодии, звучащие в спектакле, стали не просто дополнительным штрихом к разворачивающемуся на сцене действу, но и интереснейшей деталью, помогающей зрителю поймать нужное настроение, включиться в сюжет, прочувствовать все то, что проживают герои.
Задействованные в спектакле маски получились живыми и настолько характерными, что под ними подчас трудно узнать даже хорошо знакомого артиста, и в этом, вероятно, и состоит львиная доля очарования комедии дель арте. При этом та удивительная пластика, тот потрясающе выразительный язык тела, который освоили и с успехом используют актеры ОГАТ им. И.С. Тургенева, не только раскрывают для зрителя их мастерство, но и помогают полнее погрузиться в рассказываемую ими историю.
– Создание комедии дель арте предполагает соблюдение восьми принципов, один из которых звучит как «Веселая душа», – рассказывает Владимир Хрущев. – Это состояние нужно было создать, и, как мне кажется, в результате серьезного труда и благодаря общему вдохновению, нам это удалось, получился настоящий спектакльпраздник.
Анастасия Извекова