Политическая ситуация в мире определяет на сегодняшний день российский автомобильный рынок, который не успел еще оправиться от эпидемии COVID-19 и нехватки различных электронных компонентов. С конца февраля по конец марта на фоне падения курса рубля резко выросли цены на новые автомобили, их запчасти и комплектующие, которые одновременно стали дефицитом.
Как отмечает эксперт кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольга Федотенкова, начавший укрепляться в начале апреля рубль дал определённую надежду на снижение цен на авто по прайс-листам докризисного периода. Вместе с тем стабилизация курса рубля, скорее всего не окажет существенного влияния на цены на авторынке, так как данный рынок находится под влиянием совершенно иных факторов. Прежде всего, на российское автомобилестроение продолжают оказывать негативное воздействие трудности с импортом полупроводников, и рост цен на черные и цветные металлы. Кроме того, ряд иностранных автомобильных компаний заявили об уходе с российского рынка, что негативно сказалось на продажах машин за весь период присутствия. Вместе с тем, стоимость новых автомобилей остается на прежнем уровне, но одновременно наблюдается тенденция снижения цен на автомобили с пробегом.
Повышение цен произошло не только из-за скачка доллара, но и из-за геополитических и экономических рисков, которые сохраняются в существующей обстановке, также существующему снижению цен препятствует разрыв логистических цепочек.
С наступлением апреля цены показывают разнонаправленную динамику, но у ряда производителей и дилеров они уже начали снижаться. Сегодня нельзя ориентироваться на цены, которые рекомендуют автомобильные компании в России, как раньше, так как при повсеместной тенденции к их снижению, сложно сказать насколько машины подешевели в процентном соотношении, в связи с тем, что в каждом регионе разная степень дефицита. Поэтому однозначного ответа на вопрос о снижении цен на новые автомобили сейчас дать достаточно сложно, ведь на цены влияет не только отношение рубля к бивалютной корзине, но и ряд других факторов.
Санкционные войны резко сократили количество авто на территории России и эта тенденция сохранится при любых валютных курсах. Такая ситуация будет способствовать тому, что при неизменном уровне спроса, продолжит снижаться предложение, а это, обязательно, приведет к росту цен как на отечественные, так и на иностранные автомобили. Одновременно санкции будут давить на дилерскую сеть, а это повлияет на закупочные цены иномарок, их запчастей, а также на итоговую цену локализованной сборки автомобилей в России. На изменение цен на автомобильном рынке также сказывается внешнеэкономическая политика России, уровень и темпы инфляции, состояние серого рынка машин, укрепление рубля, объем вторичного рынка, данные факторы позволяют говорить, что цены на авторынке в ближайшем будущем будут постепенно снижаться, однако сложно спрогнозировать развитие авторынка в России на долгосрочную перспективу.