В 1905 году в Орле в многодетной семье надворного советника Ивана Ивановича Турбина родился сын Владимир. Этому мальчику было суждено стать выдающимся врачом с необычной судьбой. В годы фашистской оккупации Орла Владимир Иванович Турбин, рискуя собственной жизнью, спасет от гибели многих людей.
Доктор и монах
Семья И.И. Турбина проживала в собственном доме на одной из окраинных улиц Орла, называвшейся Заострожной (ныне ул. Ермолова). В начале XX века Иван Иванович служил делопроизводителем врачебного отделения губернского правления. Он умер в 1915 году, когда его сыну Владимиру было десять лет.
Владимир Иванович, как и все дети Турбиных, получил хорошее образование. Сначала учился в 1й Орловской гимназии, затем на рабфаке. В 1923 году поступил в Харьковский медицинский институт. После третьего курса проходил стажировку в Орловской губернской больнице № 1 (позднее окружная больница им. МОПРа, с 1937 года – областная больница).
Врачебную деятельность В.И. Турбин начал в сельской больнице, с 1932 года работал в инфекционном отделении Орловской окружной больницы. В 1934м перспективный врач назначен заведующим отделением. В том же году Владимир Иванович, будучи глубоко верующим человеком, принимает монашеский постриг «с наречением имени в честь преподобного Никона Печерского» в Орловском Успенском соборе, рядом с которым прошло его детство и юношеские годы. Он не оставил врачебную деятельность, которую совмещал с преподаванием в фельдшерскоакушерской школе. В декабре 1947 года доктор Турбин был рукоположен в сан иеромонаха.
В архиве хранится редкий документ периода войны, принадлежавший В.И. Турбину – квитанция о сдаче им теплых вещей для бойцов Красной Армии в октябре 1941 года, когда Орел еще не был захвачен врагом.
«Русская больница»
3 октября 1941 года, когда немецкие части вошли в Орел, областная больница и размещавшийся в городе окружной военный госпиталь работали в штатном режиме, никто из медперсонала не покинул своих мест и продолжал оказывать пациентам необходимую помощь. По приказу немецких оккупантов всех находившихся в госпитале красноармейцев медперсонал с помощью местных жителей перевел в областную больницу. 5 октября на общем собрании медработников областной больницы и окружного госпиталя произошло формальное объединение двух коллективов, получившее название «Русская больница». С этого времени в оккупированном фашистами Орле началась подпольная патриотическая деятельность гражданских и военных медиков.
Одним из врачейпатриотов «Русской больницы» был Владимир Иванович Турбин. В день оккупации Орла в его отделении, располагавшемся в деревянных бараках, кроме гражданских лиц находилось около 100 больных военнослужащих. Чтобы не допустить немецких офицеров в инфекционное отделение на входе были повешены таблички на немецком языке: «дифтерия», «тиф».
По указанию В.И. Турбина медперсонал отделения переодел военнослужащих, которые могли самостоятельно ходить, в гражданскую одежду и отправил в город, где им помогли укрыться местные жители. В отделении оставалось еще 26 тяжелобольных воинов. Несмотря на приказ немецких властей отправить их после выздоровления в лагерь военнопленных, Турбин распорядился переписать их истории болезней. По выздоровлении они, переодетые в гражданское, с помощью медперсонала были переправлены через линию фронта в советский тыл.
В начале 1942 года В.И. Турбиным с помощью одной из медсестер отделения была установлена связь с военнопленными медиками из лазарета Орловского концлагеря, организованного оккупантами на территории городской тюрьмы на Красноармейской улице. Владимир Иванович и медсестры его отделения помогали устраивать побеги из концлагеря. Так, под видом тяжело больных в инфекционное отделение было доставлено 65 военнопленных, которые 5 августа 1943 года были переданы советскому командованию. Таким же образом удалось спасти от угона в Германию мужчин призывного возраста.
Человек с большой буквы
После долгих проверок, сбора доказательств патриотической работы в тылу врага В.И. Турбин наряду с другими подпольщиками в 1966 году был награжден медалью «За отвагу».
«Во время оккупации В.И. Турбин проявлял твердость духа, был образцом советского патриотизма. Рискуя своей жизнью, он укрывал от фашистов советских воинов, больных лечил и помогал им уклоняться от плена, он лично помогал в питании военнослужащим, сутками не выходил из отделения, а перед освобождением, когда в отделении была особенно тревожная обстановка, в течение полутора месяцев не ходил домой, проживал в изоляторе, ни на минуту не покидая больницу», – записано в наградном листе доктора Турбина.
С 1944 года В.И. Турбин был заведующим инфекционным и терапевтическим отделениями областной больницы. С 1 января 1947 года приказом облздравотдела он освобожден от должности главного терапевта и оставлен главным инфекционистом области с сохранением должности заведующего инфекционным отделением. Позднее Владимир Иванович занимал должность заведующего отделением Орловской городской инфекционной больницы. В 1968 году приказом Министерства здравоохранения В.И Турбину объявлена благодарность «за многолетнюю хорошую работу по организации и оказанию лечебнопрофилактической помощи населению, за большую работу по подготовке врачебных кадров».
На протяжении всей своей жизни Владимир Иванович Турбин оставался человеком с большой буквы: надежным и милосердным, стойким и отважным. Умер В.И. Турбин 22 апреля 1972 года, похоронен на Троицком кладбище г. Орла.
Лариса Кондакова, начальник отдела использования и публикации документов госархива Орловской области
От редакции
В Орле многие знали и помнят замечательного доктора Турбина. Тем более странно, что до сих пор в городе нет улицы его имени. Кто как не Владимир Турбин, столько сделавший для Орла и его жителей, достоин того, чтобы увековечить его память в названии улицы родного города.