С момента возобновления работы национальных экономик после блокировки COVID-19 инфляция растет во всем мире и это изменение в макроэкономической среде застало врасплох политиков с точки зрения адаптации моделей прогнозирования инфляции и оценки причин этой эволюции.
Несмотря на быстрый всплеск, инфляция не была полностью неожиданной, поскольку она частично связана с мерами, принятыми для восстановления национальной экономики, что привело к увеличению спроса и сбоям в цепочках поставок и производства и в этом смысле нынешняя инфляционная среда отличается от той, что была в конце 1970-х годов.
Слово «стагфляция» используется для описания экономики еврозоны., оно подразумевает ослабление роста в сочетании с ускорением инфляции, что имело место в 1970-х годах.
В первом квартале 2022 года реальный ВВП в еврозоне вырос всего на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом (хотя он вырос на 5% по сравнению с годом ранее, отражая базовый эффект слабого первого квартала 2021 года).
Инфляция в еврозоне продолжает ускоряться, цены выросли на 7,5% по сравнению с прошлым годом и если исключить волатильные цены на продукты питания и энергоносители, базовые цены выросли на 3,5% по сравнению с прошлым годом.
По мнению эксперта кафедры «Менеджмент и государственное управление» Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Долговой Светланы, данные указывают на причину, по которой Европейский центральный банк (ЕЦБ) не хочет резко переключать передачи и начинать повышать процентные ставки:
- во-первых, рост уже замедляется и ему угрожает возможность ограничения импорта энергоресурсов из России;
- во-вторых, хотя инфляция исторически высока, в основном это связано с тем, что произошло с ценами на нефть и газ. Когда они исключены, базовая инфляция остается намного ниже более обременительного уровня, наблюдаемого в США. Таким образом, базовая инфляция представляет меньшую угрозу, а замедление роста представляет большую угрозу, чем в Соединенных Штатах.
Несмотря на быстрое ускорение инфляции в еврозоне и резкое снижение стоимости евро, ЕЦБ неохотно ужесточает денежно-кредитную политику, даже когда это делает ФРС США (повышение целевой ставку межбанковского кредитования овернайт на полпроцента до 0,75–1% и возможно еще два подобных повышения ставок поскольку политики пытаются решительно обуздать инфляцию, достигшую 40-летнего максимума), объясняя это тем, что Европа гораздо более уязвима перед давлением рецессии, чем Соединенные Штаты, так как большая часть инфляции в Европе связана с повышением цен на энергоносители и ужесточение денежно-кредитной политики может не оказать большого влияния на инфляцию, но может увеличить вероятность рецессии.
С учетом высокой инфляции в еврозоне считают важным скорректировать политику ЕЦБ и в этом контексте возможно повышение процентной ставки в июле 2022 года. В последний раз ЕЦБ повышал процентные ставки в 2011 году, но спустя небольшой промежуток времени скорректировал свое решение.
Несмотря на аргументы ЕЦБ, частные инвесторы начинают относиться скептически. Фактически, инвесторы теперь рассчитывают на повышение процентной ставки уже в июле. В настоящее время базовая процентная ставка ЕЦБ составляет — 0,5% и инвесторы ожидают, что ставка переместится на положительную территорию в конце 2022 года и превысит 1% где-то в 2023 году.
Денежно-кредитная политика наиболее эффективна, когда ее меньше всего ожидают, т.е. если ЕЦБ повысит ставки раньше, чем ожидают инвесторы, это изменит их поведение более радикально.