Согласно статистическим данным, только 5,5% работодателей в России положительно оценивают качество уровня обучения общего среднего и среднего профессионального образования. Поэтому, для того, чтобы закрыть потребности бизнеса следует совершенствовать систему подготовки выпускников соответствующих учебных заведений.
Для достижения данной цели в России реализуется Федеральный проект «Профессионалитет», который является важнейшим элементом Федеральных проектов «Образование» и «Производительность труда».
Как утверждают разработчики, проект «Профессионалитет» открывает ряд новых возможностей. Например, для бизнеса – это интеграция в образовательный процесс по подготовке квалифицированных кадров, возможность участвовать в управлении образовательными учреждениями, становиться их соучредителями и готовить востребованные на своих производствах кадры. Для образовательных учреждений — это внедрение новых модели образования, практико-ориентированного подхода, связь с предприятиями и работодателями, что позволит выпускать востребованных специалистов.
По замыслу разработчиков проекта в ближайшем будущем уже 150 000 студентов колледжей начнут обучение по программе «Профессионалитет». Практические навыки они будут отрабатывать в образовательно-производственных кластерах. 70 таких центров создадут в 42 регионах РФ по приоритетным направлениям: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение, химическая, легкая промышленность, сельское хозяйство и фармацевтическая отрасль. К 2024 году число кластеров достигнет 210. Корректировка образовательных программ с бизнесом может сократить сроки обучения до двух лет для рабочих специальностей и до трех — для технологичных.
Как отмечает эксперт кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института – филиала РАНХиГС Виталий Лупандин реализация данного проекта необходима для дальнейшего развития не только среднего профессионального образования, но и всей системы профессионального образования Российской Федерации. Это позволит, во-первых, повысить качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях; во-вторых, позволит упростить интеграцию и адаптацию выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в трудовой деятельности; в-третьих, позволит повысить их шансы на поступление в вузы, продолжив обучение по выбранной специальности или направлению подготовки.