В столетнюю годовщину создания пионерской организации в Государственную Думу был внесён законопроект об учреждении российского движения детей и молодежи «Большая перемена». Как следует из пояснительной записки к законодательной инициативе, движение создаётся как среда позитивной социализации личности детей и подростков от 6 лет до получения ими среднего образования. Предполагается, что Наблюдательный совет «Большой перемены» должен возглавить Президент России.
Особенностью законопроекта выступает возможность участия в движении как физических лиц (детей и подростков – членов движения, а также взрослых наставников), так и коллективных участников – юридических лиц в статусе зарегистрированных общественных объединений, при этом активные индивидуальные участники вправе рассчитывать на материальное поощрение, а коллективные – на финансирование. К сожалению, законопроект не говорит об основных источниках финансирования деятельности «Большой перемены», оговаривая лишь его право получать прибыль от предпринимательской деятельности и финансовую поддержку от своих низовых отделений. В финансово-экономическом обосновании авторы проекта указали, что принятие закона не потребует затрат из бюджета.
Движению предписывается трёхуровневая структура с региональными отделениями в субъектах РФ, местными отделениями в муниципалитетах и первичными – в образовательных и иных организациях. Отделения могут получать финансирование от центрального правления движения. Примечательно, что программы воспитательной работы движения должны разрабатываться Минпросвещения и имплементироваться в образовательные программы школьного и общепрофессионального образования.
Эксперт кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светлана Букалова указывает, что общественные организации и движения являются элементами гражданского общества и порождаются действием принципа социальной самоорганизации как органические, стихийные объединения их членов на основе общих интересов. Другой важной особенностью общественных движений «третьего сектора» является их автономия от государственно-властных структур. В то же время, «Большая перемена» имеет уникальную с точки зрения теории и практики характеристику общественно-государственного движения в статусе некоммерческой организации, при этом оговаривается, что нормы ФЗ-82 «Об общественных объединениях» применяются к «Большой перемене» за исключением случаев, оговоренных в проектируемом федеральном законе.
Светлана Букалова отмечает, что существенной особенностью детских организаций является то, что их несовершеннолетние члены участвуют в жизни сообщества под руководством взрослых. На создаваемую «сверху» массовую организацию это налагает серьёзные обязательства поиска востребованных у детей форматов работы, определения общих интересов младшеклассников и учащихся колледжей, искренней интонации, верного подхода, к примеру, к развитию «чувства ответственности за свою судьбу».