В апреле этого года главный редактор интернет-портала ОрёлГрад Ирина Никишонкова ушла из проекта, чтобы заняться новым. Так появился «Открытый Орёл» (open-orel.ru). Ресурс, который сразу заявил, что не обещает быть похожим на других.
«Орловская городская» задала Ирине несколько вопросов, чтобы узнать для чего Орёл должен быть «открытым».
– Ирина, многие не поняли твоего решения уйти с сайта, который вы с Владом (Владислав Числов — владелец ресурса (прим.авт) сами создавали, раскручивали, который имеет влияние и репутацию, где у тебя было имя. Что сподвигло?
– Причин было несколько. Но главная — я устала от «короткого» формата. И уже давно искала новые пути. Попробовала силы в брендировании города «Литературная столица», потом меня «качнуло» в туристскоинформационную тему. Затем были «МумуФест» и проект по созданию информационной среды в городе — инфографика по достопримечательным зданиям Орла на новых остановках, реализованный вместе с фондом Елены Шарёнковой «Культурное движение». Вот из всего этого в итоге сложилось понимание, что теперь интересно делать мне, и что может быть полезно и важно людям.
– И что же это?
– Новый интернетпроект, который называется «Открытый Орёл». Он о городской среде и обо всем, что с ней связано: строительство, благоустройство, жизнь городских сообществ, идеи людей, способных задать импульс перемен в городе. В июле проект появился в сети и начал наполняться публикациями. Правда, процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Тема емкая и неповерхностная. Двигаться приходится наощупь. Накапливать информацию, углубляться в какието вопросы, знакомиться с новыми людьми, которые работают на город, растить доверие. Многое из того, что собеседники готовы обсудить в личной беседе, они не могут или не хотят выносить на публику. Политическая конъюнктура, бизнесинтересы, «еще не время» — причины разные и с ними нельзя не считаться. Да и вообще нужно понять, насколько то, о чем я хочу рассказывать, может быть интересно людям.
– Общая идея понятна. Но всетаки ты видишь свой новый ресурс как инструмент для чего?
– В первую очередь, для диалога. Я уверена, что в такой площадке очень нуждается, например, строительный бизнес. У всех компаний есть свои сайты, но они заточены в основном на продажи. А где рассказать о философии своего бизнеса, поделиться новыми задумками, получить обратную связь? Не только через вопросответ или комментарий к новости, но и через декларацию идей со стороны городских активистов. Узнать, что думают люди, которым не все равно, в каком городе жить им и их детям. Сверка позиций у строителей и горожан происходит обычно во время публичных слушаний, и там уже не до рассуждений. Мне хочется дать площадку для разговора тем, кому есть что сказать.
– То есть основная целевая аудитория — те, кто занимается созданием среды?
– И те, кто создает среду, и кто ею пользуется. Мы же все в ней живем. И представители власти, и представители бизнеса, и все остальные люди – «просто жители» – ездят по дорогам, ходят по тротуарам, видят все, что их окружает, отмечают перемены. «Открытый Орёл» адресован тем, кто относится к процессу жизни в городе осознанно. Таких людей все больше и больше. Поэтому я верю в востребованность той информации, которая будет появляться на сайте. И надеюсь на интерес СМИ. Новостные ресурсы в силу специфики не всегда могут углубляться в важные для людей темы. Надеюсь быть полезной и им.
– Ирина, полностью поддерживаю твое начинание. Но как скептический журналист и редактор хочу прояснить. То, что проект будет интересен строителям, дизайнерам, образованной творческой общественности, не сомневаюсь. Но удастся ли зацепить чиновников, которые отвечают за городскую среду? Если темы, которые ты будешь поднимать, не вытащат их на трибуну, мы рискуем остаться в диалоге с самими собой. Как с этим бороться?
– А бороться не надо. Им некуда деться. У власти нет другого выхода, кроме как выходить на диалог с обществом. «Низовая» активность развивается очень быстро. Протестная, в первую очередь. Люди таким образом реагируют на решения власти, которые считают неправильными. И эта активность демонстративна, она проявляется митингами, пикетами, публичными выступлениями. Все это раскручивается в СМИ. Власть просто не может оставаться в стороне.
– Чтобы создавать позитивную повестку?
– Ее даже не нужно создавать. Просто не мешать. Наряду с протестной активностью конструктивная сама растет рядом. Взять хотя бы то, что на виду: движение «прогульщиков по Орлу», раскрутка усадьбы Шатиловых в Моховом, недавний фестиваль урбанистики. У всего этого разная движущая сила, гдето есть административное участие, гдето нет. А сколько сообществ, которые пока «сами в себе»: молодые поэты, художники, любители чая, кофе, кошек, фиалок – чего угодно. Они тоже готовы выйти к людям. И учатся формировать запросы к власти и бизнесу. Недавно творческая артель «Радари» задалась вопросом, где художники могут показать свои работы, чтобы не зазывать людей на выставку в какой-нибудь зал. Мы им предложили пройти по кафе и поговорить с владельцами. Живое искусство на стенах лучше постеров, а картины могут быть выставлены с возможностью продажи — за определенный процент для кафе. Всем хорошо.
– И всетаки как ты видишь участие власти в этом процессе?
– Для начала нужно хотя бы узнать, кто что думает по теме создания комфортной городской среды. Рассуждения полезны уже сами по себе – не только для формирования общественного мнения, но и для более четкого понимания собственной позиции и роли в этом процессе. А кроме того, власть и сама, своим путем движется к диалогу. При мэре Орла создается общественный совет по перспективному развитию города. И, по моим сведениям, подобное экспертное собрание, только более представительное, должно появиться при главе региона. Другой вопрос, что полномочия этих органов пока неясны. Но в любом случае это плюс, а не минус. И теперь главное не молчать.
– Хочу пожелать, чтобы при всей сложности задачи, которую ты перед собой поставила, у тебя все получилось. Держи нас в курсе.
Беседовала Екатерина Глазкова