Благодаря увлечению этой наукой учащийся 9а класса орловской школы № 45 Николай Лобанов провел незабываемый месяц в Гурзуфе.
Яркие впечатления
В новый учебный год Коля Лобанов вошел с самыми яркими впечатлениями, которых, как он считает, хватит надолго. А причиной всему – увлеченность географией. Она для парня не просто школьный предмет, дающий знания о внешнем и внутреннем строении земли, но интереснейшая наука о взаимодействии человека и природы.
Уже в пятом классе мальчик участвовал не только в школьных географических олимпиадах, но и во всероссийском конкурсе проектов, связанных с окружающей средой. В седьмом – составлял доклады на темы окружающей среды Орловской области, выиграл городскую олимпиаду по географии. Годом позже стал призером муниципальной олимпиады по обществознанию.
Узнав в Интернете о конкурсе портфолио, объявленном Русским географическим обществом, заинтересовался участием в столь престижном проекте.
Солидное портфолио
Требования к участникам были очень высокими: не только отличная учеба, обязательные победы или призовые места в олимпиадах по истории, географии, обществознанию. Но и занятия спортом на серьезном уровне.
Портфолио орловца оказалось солидным: в него вошли свидетельства успехов в учебе и предметных олимпиадах, а также достижений в плавании, баскетболе, пятиборье.
В конкурсе Русского географического общества участвовали 3,5 тысячи детей со всей страны. Но именно Николай Лобанов оказался в числе счастливчиков, которых наградили путевками в лучшие из находящихся на территории России международные детские центры.
Сам юный географ рассказывает, что было одинаково соблазнительно поехать в МДЦ «Океан» во Владивосток или «Орленок» в Анапу. Но выбрал всетаки «Артек». И отправился не просто на отдых, а в профильную смену Русского географического общества под названием «Мир открытий».
В морском отряде
В «Артеке» Коля оказался впервые. По его словам, само пребывание в этом лагере и есть самое яркое впечатление в жизни любого, кто там побывал. Мальчик попал в морской отряд, программа пребывания в котором была насыщена множеством занятий различной специализации и направленности. Они постигали азы мореходства, изучали местность, рельеф артековского берега, происхождение ландшафта.
Погода была прекрасной. Однако купаться и загорать, по признанию Николая, почти не пришлось. Вместо этого члены отряда совершали морские походы, восхождения на горы, изучали семафорную флажковую азбуку, которую, кстати, разработал в 1895 году вицеадмирал Степан Осипович Макаров.
Четырнадцатилетний орловец был едва ли не самым юным в морском отряде. В основном сюда берут десятиклассников – девушек и юношей 1516 лет. И целенаправленно повышают уровень знаний питомцев профильной смены. Ребята встречались с руководителем арктической дрейфующей станции «Барнео», который рассказывал о работе и быте полярников. С лекциями о Камчатке выступала Анастасия Чернобровина, диктор второго канала телевидения, а ныне помощник министра обороны Сергея Шойгу по работе в Русском географическом обществе. Ведущие российские журналисты, занимающиеся фотосъемкой природных красот, рассказывали об интереснейших деталях своего ремесла. В памяти остался и фильм о работе военных топографов. Коля рассказывает о посещении музеев, называя их незабываемыми. В частности, там он накупил массу репринтных фотографий и газет о Ялтинской конфенренции. В том числе, знаменитый снимок «Большой тройки» – Сталина, Рузвельта и Черчилля. А кроме того активно участвовал в эстафете, других соревнованиях, конкурсах эрудиции. Конечно, не обошлось без любимых молодежью дискотек.
Круг увлечений
Что же дальше, определился ли Николай с будущей профессией? Оказывается, планы на будущее пока ограничиваются достойным окончанием средней школы, ведь впереди еще три года учебы. С девятого класса школьники активно участвуют в региональных профильных олимпиадах. И во всероссийских, – если будут соответствующие результаты. Коля обязательно будет пробовать свои силы в географии, истории и обществознании. В последнее время проявляет серьезный интерес к биологии. А еще он увлечен дисциплинами, не входящими в школьную программу, – философией, спортивной анатомией.
– Я связан со спортом и хочу не просто выполнять указания тренера, а заниматься им по науке, понимая, что и зачем делаю, как работают различные мышцы, – сообщает юноша.
Вот лишь один пример: мальчик заинтересовался, как правильно «строить» красивое тело. И сейчас изучает процесс, что называется, до ниточки, до косточки, до аминокислот.
Кстати, в прошлом году Коля перевелся в класс с математическим уклоном, при том что его интересы распространяются в несколько ином направлении. Он объясняет это тем, что математика нужна везде. Уверяет: учеба не доставляет ему трудностей.
Планку не снижать
При этом юный «универсал» отчетливо понимает: нужно, чтобы хватило времени на подготовку в выбранных направлениях – серьезную и трудоемкую. Да и сам учебный цикл в девятом классе очень насыщенный. Непросто успевать совмещать все буквально. В школе у Николая пятерки и он не собирается снижать планку отличника.
В журнале «Вестник образования», выпускаемом Орловским институтом усовершенствования учителей, публикуются достижения образовательной системы Орловской области, перечисляются учителя и дети, участвовавшие в конкурсах и олимпиадах. На его страницах уделено внимание и Коле Лобанову как победителю конкурса Русского географического общества.
Кстати, по его словам, сейчас в «Артеке» делают акцент на поощрение детей за какиелибо заслуги, достижения. Просто купить путевку за деньги практически нереально. Так что Николай Лобанов воспринимает смену в «Артеке» как признание его успехов в учебе.
Александр СЕМЁНОВ