Современная ситуация на отечественном автомобильном рынке оставляет желать лучшего. Производство многих популярных европейских и восточных брендов или приостановлено до неопределенного момента или же вовсе прекращает свое существование на территории нашей страны. Сегмент «отечественного» автопрома также подвергается существенному санкционному и рыночному давлению, которое фактически приводит к прекращению (ограничению) выпуска отдельных весьма востребованных моделей. Стремительно набирающий популярность сегмент китайского производства в настоящее время еще не смог убедить российского автовладельца в своей объективной надежности, комфорте и безопасности особенно в сочетании с весьма высокими ценами.
Не добавляет уверенности на первичном рынке и откровенная жадность дилеров в попытке продать партии оставшихся в их распоряжении автомобилей не просто по спекулятивным ценам, но и установив на них сомнительное дополнительное оборудование, стоимость которого для конечного потребителя завышена в десятки и даже сотни раз.
В результанте стоимость на отдельные популярные модели транспортных средств выросла далеко не на заявленные среднерыночные 25–30%, а в реальности от 50% до 80% в отдельных случаях. Как следствие, на фоне падения реальной покупательской способности населения и удорожания кредитного капитала, возможность приобретения новых, действительно желанных потребителями, автомобилей тает на глазах.
В подобной довольно-таки критической ситуации принятые Правительством РФ меры в части обеспечения возможности использования параллельного импорта безусловно оправданы и способны стабилизировать сложившуюся ситуацию. Единственное что вызывает сомнение это объективные сроки такой стабилизаций. Один год? Два? Десять лет?
В целях недопущения подобной импортной зависимости и объективного нарушения экономической, технологической и продовольственной безопасности страны, по мнению доцента кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Владислава Матвеева, параллельно с нивелированием текущих рыночных угроз, федеральным органам государственной власти следует предусмотреть беспрецедентный пакет преференциальной поддержки, включая прямое бюджетное финансирование (например, используя механизм бюджетных инвестиций), для создания нескольких конкурирующих действительно актуальных и именно отечественных (без участия иностранного капитала в любых формах) производств легковых и коммерческих транспортных средств. Подобное предложение конечно не изменит ситуацию в одночасье, но предотвратит возникновения рисков в будущем.