21 июня Народный артист России Петр Воробьев отметил свое 80-летие в Орловском государственном академическом театре им. И.С. Тургенева.
Всегда на высоте
Петра Сергеевича называют «патриархом орловской сцены», подлинным достоянием орловской культуры и тем самым человеком, без которого орловский театр в целом, как явление, был бы, вероятно, совсем иным.
Из своих 80 лет Петр Воробьев провел на сцене 62 года, и 50 из них – в ОГАТ им. И.С. Тургенева.
Для орловской публики его звезда вспыхнула стремительно и ярко, а его имя в афише превратилось в подлинный маркер того, что спектакль будет отличным, затронет нечто важное в душе.
Впрочем, помимо актерского мастерства, те, кто знает Петра Воробьева давно, отмечают и его удивительные человеческие качества.
– Я помню множество моментов, когда Петр Сергеевич помогал людям в важных жизненных вопросах просто потому, что мог помочь, и искренне благодарен ему за его большую человеческую душу, – говорит заслуженный артист России, председатель правления Орловского отделения СТД России Павел Легкобит.
Сам же Петр Сергеевич о своих успехах и достижениях говорить наотрез отказывается.
– Это не потому даже, что я такой скромный, просто я считаю, что это неправильно, – смеется он. – Полагаю, что оценивать должны другие люди, те, кто находится рядом и знает меня, и те, кто, сидя в зрительном зале, откликается на то, что я делаю и, как я вижу, радуются моему успеху.
Действительно, влияние, оказанное Петром Воробьевым на театральную жизнь в Орле, переоценить сложно. Как справедливо отмечают его ученики, сегодня сами обучающие молодых людей актерскому мастерству, в каждом из них, в каждом из тех, кто является студентом сегодня и только начинает свой творческий путь, есть частица Петра Воробьева, его таланта, его труда и человечности.
На этом фоне кажется почти невозможным представить, что в Орел Петра Сергеевича в августе 1974 года привел случай.
– Меня в те дни приглашали сразу два театра и стоял выбор: ехать в Воронеж или в Орел, – рассказывает он. – Я собирался в Воронеж, но во время гастролей в Кривом Роге попал в больницу с аппендицитом. В Воронеж изза этого не попал, но приехал в Орел, где меня встретили тепло. Я легко влился в труппу, в театральную жизнь, женился здесь, и, разумеется, остался.
«Судьбой подаренные жизни»
Бенефис Петра Воробьева, состоявшийся на сцене ОГАТ им. И.С. Тургенева, получил название «Судьбой подаренные жизни» (12+). И выбрано оно было, как рассказывает актер и режиссер театра Павел Сыромятников, занимавшийся постановкой шоу, неспроста.
– Для меня Петр Сергеевич не просто учитель и человек, в свое время помогавший мне освоиться в театре, найти свое место на сцене. Он мой проводник в театральном мире, мой партнер, человек для меня очень дорогой и близкий. Я уже 20 лет делю гримерку с ним, это многое значит, говорит он. – При подготовке вечера отправной точкой для меня стал портрет Петра Сергеевича, написанный Андреем Курнаковым и получивший название «Лицедей».
На портрете Петр Воробьев изображен в окружении героев, которых он воплотил на сцене, и в эти же образы Павел Сыромятников погрузил мужской состав труппы.
Таким образом перед зрителями, собравшимися, чтобы поздравить народного артиста, и перед самим Петром Воробьевым не просто предстали прожитые им в театре жизни героев, но все они говорили его голосом.
– Петр Сергеевич сделал запись, и таким образом, снова сыграл каждого из них. Это позволило ему присутствовать на сцене в вечер бенефиса во множестве ролей сразу и одновременно быть самим собой, – поясняет Павел Сыромятников.
День нынешний и предстоящий
Сегодня, в свои 80 лет, Петр Воробьев востребован не меньше, чем 10, 20 или 30 лет назад.
Его ждут в московском театре «Модерн», художественный руководитель которого Юрий Грымов уже поставил три года назад спектакль с участием Петра Сергеевича.
Поздравить его пришли первые лица региона, представители всех орловских театров, педагоги, журналисты и просто зрители, влюбленные в его мастерство.
Однако сам Петр Воробьев признается, что не строит конкретных планов.
– Главное, что я могу делать прямо сейчас, это ждать следующего театрального сезона, – говорит он. – Мы понемногу строим на него планы, и как мне кажется, это правильно. Актер должен ждать предстоящих постановок, некоторая неизвестность, мысль о том, как именно это будет, придает сил.
На вопрос о том, что, по его мнению, делает актера понастоящему хорошим, Петр Воробьев отвечает однозначно:
– Труд. Огромный труд. Быть актером – это не просто выучить текст, надеть костюм и выйти на сцену. Актерство требует постоянной работы души и ума, чтения художественной литературы, непрерывного развития. В то же время неотъемлемой его частью является включенность человека в актуальную информационную повестку. Я всегда слежу за новостями, стараюсь быть в курсе всего, что происходит в стране и в мире, и понимать ту действительность, которая окружает меня вне стен театра.
При этом Петр Сергеевич отмечает, что ничто и никогда в его жизни сравниться с театром так и не смогло.
– Признаюсь честно, самый большой, самый главный мой страх – это остаться без театра, – говорит он. – Однажды театр занял огромное, главное место в моем сердце и остается в нем по сей день. Я не могу представить ничего, что могло бы соперничать с ним.
Анастасия Извекова