В завершение юбилейного 45-го театрального сезона «Свободное пространство» представило сразу две яркие премьеры. Первый показ спектакля «Лишь бы не было войны» (12+) состоялся на летней площадке во дворе театра 1 июня, а уже 17-го зрители смогли увидеть героическую трагикомедию в неоклассическом стиле «Сирано де Бержерак» (12+) по пьесе Эдмона Ростана.
За день до войны
Проект «И опять во дворе…» успел полюбиться зрителю и попрежнему привлекает орловских театралов своей новизной и необычностью.
«Лишь бы не было войны» – уже третий спектакль, посмотреть который можно на свежем воздухе, но особый интерес он вызывает не только этим.
«День 1418й» (12+) и «На счастье или на беду…» (12+), – история о жителях Орла, объединенных общим многоквартирным домом, общим двором и, как следствие, общими заботами, радостями и горестями, успела стать почти что легендой среди любящей театр публики. С премьерой спектакля «Лишь бы не было войны» эта история, рассказанная в двух частях, превратилась в трилогию, охватывающую впечатляющую часть жизни героев.
Более того, если «День 1418й» и «На счастье или на беду…» рассказывают о людях, переживших Вторую мировую войну и устроивших свои судьбы с учетом всех трагедий, потерь и перемен, что она принесла, то «Лишь бы не было войны» – небольшой, но яркий, трагичный и очень значимый эпизод из их жизни довоенной.
Действие спектакля разворачивается в один день, а именно 21 июня 1941 года.
Зритель, знающий, что будет с героями дальше, после войны, может увидеть предысторию, имеет возможность вернуться к началу событий, и от того спектакль обретает дополнительные, наводящие на важные размышления смыслы.
Человеческая беззаботность, простые житейские печали и радости, надежды, разочарования, любовные страдания и душевная боль. Проживая обычный день своей жизни, герои еще не знают, что через несколько часов все это война сотрет, сделает совершенно незначительным, в то время как она же придаст смысл мелочам, на которые никто раньше не обращал внимания.
На протяжении спектакля «Лишь бы не было войны» в постановке Сергея Пузырева и Максима Громова зрителю в равной степени искренне хочется смеяться и плакать, потому что даже знание о том, что война конечна, а жизнь героев после нее пойдет своим чередом, не избавляет от осмысления того, как много еще людям придется пройти, понять и выстрадать перед тем, как прозвучит долгожданное слово «победа».
Тем же орловцам, кто не видел две хронологически последующие, уже давно идущие в «Свободном пространстве» части, представится возможность посмотреть подлинную человеческую историю от начала и до конца.
Истинный поэт
«Сирано де Бержерак» в постановке Алексея Доронина стал последней и, пожалуй, одной из самых впечатляющих премьер подходящего к концу сезона.
Пьеса, поставленная во всем мире десятки, если не сотни раз, история о верности, чести, красоте и смелости на сцене «Свободного пространства» получилась не просто классикой, с которой однозначно стоит ознакомиться. История эта оказалась потрясающе актуальной и, вполне возможно, что отчасти именно этим объясняется ее успех у зрителей.
Сегодня мы, люди, живущие в XXI веке, лишены возможности услышать, как судили об увиденном зрители в начале века XXго. Быть может, со сменой общественных устоев и взглядов на многие вещи сегодня многие зададутся вопросом: о любви к кому эта история? К другому человеку или, быть может, к себе самому?
Тем не менее романтическая, воспетая в стихах любовь – лишь часть ее, потому что истинное, самое глубокое, самое искренне признание Сирано де Бержерака адресовано самой жизни, самым прекрасным ее проявлениям и лучшим человеческим качествам, делающим эту жизнь столь многогранной и желанной.
Поэт, дуэлянт, верный друг и человек чести, Сирано де Бержерак – отчасти герой и нашего времени тоже. Тот самый герой, которым зритель может бесконечно восхищаться, досадовать на него, сопереживать ему и в глубине души ему завидовать.
Отчасти – лишь потому, что сегодня, как, вероятно, и столетие назад, он воспринимается не просто как современник, как ктото реально существующий, ктото, кого может посчастливиться встретить завтра. В наши дни Сирано де Бержерак для многих может послужить примером, тем лучшим, непонятным и оттого возвышенным, и в то же время потрясающе земным образом, до которого можно лишь мечтать хотя бы отчасти дотянуться.
Глубокое понимание собственных принципов, отказ отступить от них, но готовность меняться. Внутренняя смелость, которая даже не определяется им самим как таковая, но выражается в способности оставаться собой в любых обстоятельствах. В то время как другие с восторгом или ненавистью упрекают Сирано де Бержерака в том, что он «смеет», он не «смеет» вовсе, он просто живет так, как считает правильным.
«Сирано де Бержерак» – спектакль, тронувший души людей разных возрастов, та самая постановка, в ходе просмотра которой зритель понастоящему проживает и чувствует, понимает, что все, о чем рассказывается со сцены, про него и о нем.
Анастасия Извекова