Российские авиакомпании в настоящее время располагают примерно 980 пассажирских самолетов, из них 777 были получены в лизинг от зарубежных компаний. Производителями большей части лизинговых самолетов являются Airbus (337 лайнеров) и Boeing (308 лайнеров).
Введенные западными странами санкции, касающиеся сферы авиаперевозок, включают запреты на продажу, аренду, лизинг самолетов, поставку запасных частей, страхование и др. Переданные ранее в лизинг самолеты европейские лизинговые компании потребовали вернуть, нарушая условия договоров. Им придется заплатить неустойку как инициаторам досрочного расторжения контрактов. Закрытие же воздушного пространства для российских перевозчиков и территории нашей страны для авиакомпаний «недружественных» стран не позволяет выполнить это требование.
Американские лизинговые компании условие возврата самолетов не ставили, но запрет на поставку запасных частей усложняет их обслуживание и соответственно, эксплуатацию. В этой ситуации уже отечественные авиакомпании могут оказаться перед выбором – отказаться от лизинга и вернуть самолеты, выплатив неустойку или продолжать делать лизинговые платежи за самолеты, которые не смогут летать.
По оценкам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова минимальная цена находящихся в России лизинговых самолетов составляет 70 млрд. долл. Если со временем возврат самолетов из России европейским лизингодателям станет возможным, то продать бывшие в эксплуатации самолеты или снова сдать их в лизинг придется с большими скидками.
При этом рынок лизинга самолетов перенасытится, что также повлияет на размеры комиссий лизинговых компаний, они станут еще ниже. Наличие дешевого лизинга может обрушить рынок новых самолетов и потери продаж производителей Boeing и Airbus могут быть очень серьезными.
Все это свидетельствует о том, что санкции принесут финансовые потери всем участникам рынка авиаперевозок, включая производителей самолетов и лизинговые компании.
Что делать с авиаперевозками в России в данной ситуации? По мнению эксперта Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Людмилы Проняевой, важнейшей задачей должна стать разработка программы развития отечественного производства самолетов, обслуживание которых будет производиться в стране. Конечно, эта задача потребует серьезных инвестиций и не может быть решена завтра, понадобится время, в течение которого нужно использовать все имеющееся возможности по обеспечению авиаперевозок, а это может быть и мокрый лизинг (аренда самолетов по типу каршеринга), перевод оплаты лизинговых платежей в рубли, использование лизинговых самолетов на линиях внутри страны во избежание их конфискации, а отечественный транспорт направлять на зарубежные рейсы (таких самолетов пока около 200 единиц) в открытые для полетов страны, использовать часть самолетов как доноров запчастей, разрешить использование параллельного импорта авиазапчастей и др. Даже, если часть таких мер будут противоречить каким-либо международным нормам, это не должно быть сдерживающим фактором, так как национальные приоритеты в сфере авиаперевозок в данной ситуации должны быть поставлены во главу угла. Тем более, что соблюдения международных норм и правил совершенно не придерживаются политики «недружественных» стран в отношении России.