Почти 1000 часов, проведенные на сцене, 238 сыгранных спектаклей, среди которых пять ярких премьер, 37 тысяч посмотревших их зрителей, участие в трех фестивалях, встреча гостей из других регионов – таким получился юбилейный 45-й театральный сезон в «Свободном пространстве».
С чувством выполненного долга
Во время торжественной церемонии его закрытия, состоявшейся в театре 1 июля, ежегодно вручаемая премия зрительских симпатий «Хрустальная рампа» нашла своих обладателей.
Лучшим спектаклем, по мнению орловских театралов, стала «Поминальная молитва» (16+), лучшей режиссерской работой была признана «Утиная охота» (16+) в постановке Виктории Печерниковой. Премию за лучшую мужскую роль получил Сергей Козлов, сыгравший в «Поминальной молитве» Тевьемолочника, а за лучшую женскую роль награды была удостоена Мария Козлова, исполнительница роли Голды, жены Тевье. Премию за лучшую женскую роль второго плана вручили Светлане Нарышкиной, воплотившей Веронику в спектакле «На счастье или на беду» (12+), а за лучшую мужскую роль второго плана «Хрустальную рампу» получил Альберт Мальцев – ЛейзерВольф, мясник из «Поминальной молитвы».
Специальный же приз «BRAVO» был вручен заместителю художественного руководителя Светлане Коноваловой, ведь именно ей обязана своим рождением трилогия пьес «И опять во дворе…».
– Это был напряженный сезон, – делится художественный руководитель «Свободного пространства» Сергей Пузырев. – В первой его половине действовали связанные с коронавирусом ограничения, мы возили на фестивали в Новосибирск и Липецк большие спектакли. Более того, по объективным причинам мы начинали репетировать один спектакль, прерывались, начинали другой, потом прерывались и репетировали третий, и только после возвращались к первому. Когда стопроцентная наполняемость залов стала возможной, весь нереализованный творческий потенциал в нас, конечно же, нашел выход, и завершили сезон мы очень мощно. По моим ощущениям, все отправляются в отпуска с чувством хорошей усталости и удовлетворения, с чувством выполненного долга и ощущением того, что сделали нечто нужное и полезное.
Оправдывая ожидания
В подробностях о предстоящем 46м театральном сезоне Сергей Пузырев пока предпочитает не рассказывать, но немного приоткрыть завесу тайны все же согласился.
– Начнем сезон мы с премьеры спектакля «Деревья умирают стоя» (12+). Это будет легкая по форме, но глубокая и важная по смыслу и содержанию постановка, – делится он. – Кроме того, осенью театру предстоят гастроли в Тамбове и Воронеже, мы поедем на фестиваль в Мичуринск. После представим новогоднюю программу, и рассчитываем на очень насыщенную весну. Мы ждем, что приедут режиссеры Вера Анненкова и Алексей Доронин. Кроме того, мы сейчас находимся в процессе работы над материалом, который позволит нам сделать нечто интересное на малой сцене.
Удержать однозначно высокую планку и поднять ее еще выше, представить спектакли, интересные театралам всех возрастов, и особенно молодым людям, реализоваться самим и сделать максимум для зрителя – таковы основные задачи, актуальные для «Свободного пространства» из года в год, но, по мнению Сергея Пузырева, на деле они гораздо глубже.
– Искусство может существовать только рядом с красотой, и под красотой мы понимаем прежде всего гармонию, – говорит он. – На художнике, будь то музыкант, живописец или режиссер, по определению лежит большая ответственность, творческая работа обязывает помнить, что одним неосторожным словом ты можешь нанести зрителю непоправимый урон. Сегодня, в огромном потоке информации, среди обилия фейков, эта ответственность за свои слова и действия, за то, что доносишь до зрителя, возрастает вдвойне. Пожалуй, я сказал бы, что главная задача театра сейчас состоит в том, чтобы создавать и культивировать гармонию, оказывать благотворное влияние на ментальность людей.
Новый опыт
В этом году Сергей Пузырев впервые набирает театральный курс.
– Первое, чего бы мне хотелось от курса, это увидеть людей, осознанно идущих в профессию, – делится он. – Обучение актерскому мастерству предполагает необходимость полностью посвятить учебе 4 года жизни, сделать огромные физические, душевные и материальные вложения. Я не хочу никого пугать, но это реальность, как реальность и то, что актерство лишь на 10% состоит из таланта. Все остальное – упорный труд, умение быть единым целым со своей театральной семьей, навык и готовность слушаться режиссера, наконец. Становясь актером, человек приобретает равновеликие шансы на то, чтобы невероятным, потрясающим образом реализоваться, и на то, чтобы сломать себе жизнь, в случае ошибки и невозможности признать ее. Мне, конечно же, хотелось бы, чтобы на курс попали люди, перед которыми откроется первая из обозначенных мною перспектив.
Ожидается, что актерский курс Сергея Пузырева не только сделает нескольких молодых людей счастливее и удовлетвореннее в профессиональном плане, но и «Свободному пространству» принесет нечто новое и важное.
– Любой театр нуждается в новых лицах, и мы не исключение, – продолжает Сергей Викторович. – Однако есть еще один важный момент. Вероятно, вы знаете, что многие театры формировались из курсов и начинали стремительно меняться, когда в них приходили люди со стороны. Курс – это сложившийся коллектив, это «свои», понимающие друг друга с полуслова, с полувзгляда. Такой актерский состав в «Свободном пространстве» мы видим сегодня, потому что его костяк составляют выпускники курсов Александра Михайлова. Они – одна большая семья, и мне кажется, будет здорово, если театр в относительно недалекой перспективе распахнет свои двери перед новыми ее членами.
Анастасия Извекова