Российский рынок ипотеки за свою недолгую историю (развитие рынка ипотеки началось примерно с 2005 г., когда был принят пакет законов о жилье) достиг зрелости по уровню развития законодательной и инфраструктурной базы. За последние 10 лет количество выдаваемых в год ипотечных кредитов выросло в 2,8 раза.
Однако ситуация на рынке ипотеки в России изменилась 28 февраля 2022 года, когда ЦБ РФ поднял ключевую ставку до рекордного за всю историю рынка уровня 20% годовых. Повышение ключевой ставки привело к росту ставок по ипотечным кредитам. В результате ипотека стала практически недоступной для большинства потенциальных заемщиков.
Начиная с 8 апреля, ключевая ставка постепенно снижается, и банки активизировались в борьбе за клиентов. Так в начале июня сразу несколько кредитных учреждений снизили ставки по ипотеке.
Так как ставки в экономике снижаются, банки стремятся привлечь клиентов к оформлению жилищного кредита именно на длительный срок по нынешним относительно высоким ставкам.
Современный рынок банковских услуг в России достиг того уровня насыщения, когда ведение конкурентной борьбы только за счет расширение продуктовой линейки становится практически невозможным: предложить кардинально новый финансовый продукт становится все затруднительнее. Усиливается конкуренция за клиентов, снижаются барьеры их перетока между банками, возрастает конкуренция со стороны нефинансовых игроков, на первый план выходит клиентоориентированная политика банка. И здесь важно как удержание действующих клиентов, так и наращивание кредитной базы.
В настоящее время происходят коренные изменения моделей экономической деятельности и социальной жизни во всех сферах. Данные процессы коснулись и банковского сектора.
Доцент кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Оксана Степанова отмечает, что в настоящее время, чтобы оставаться конкурентоспособными, банки должны быстро адаптироваться под изменяющиеся условия рынка и потребности клиентов. Цифровизация и централизация внутренних процессов модели ипотечного кредитования позволят выйти банкам на принципиально новый уровень. Стать более технологичным и клиентоориентированным, тем самым повысить свою долю на ипотечном рынке. Переход к персонализированным коммуникациям, формируемым на основе передовых инструментов аналитики данных и моделирования, доступных клиентам через наиболее удобные для них каналы взаимодействия позволит существенно оптимизировать внутренние процессы и повысить продуктивность сотрудников банка.