Индустрия 4.0 быстрыми темпами набирает обороты в России с учетом последних изменений в геополитической обстановке. Это коснулось и автомобилей, работающих на электричестве. В настоящий момент в России действует всего 545 электрозаправочных станций (ЭЗС), количество которых к 2024 году планируется довести до 2900. Наибольшее количество ЭЗС представлено в крупных агломерациях, так в г. Москва их насчитывается порядка 100, в Орловской области – всего 3 ЭЗС. Ближайшее время, когда сократился экспорт автомобилей из Европы, увеличивается грузопоток автомобилей, в том числе и электротранспорта, из Китая. Что потребует переориентации зарядных устройств на стандарты последнего. Кроме того, отказ от топливных ресурсов позволит улучшить экологическую обстановку в стране.
Китайский стандарт GB/T приходит на смену коннекторам CHAdeMO (японский стандарт) и CCS2 (европейский стандарт). С учетом уже находящихся в России электрокаров они имеют зачастую европейские стандарты заправки, потому, по прогнозам, строительство новых заправочных станций остановит выбор в большей мере китайских GB/T и одного из старых предлагаемых стандартов.
Минпромторг утвердил определенные характеристики ЭЗС, в которых предполагается наличие трех коннекторов нового стандарта и одного коннектора – старого европейского или японского стандарта. Приблизительная стоимость одной подобной станции будет обходиться бизнесу в пределах от 3,3 млн. руб. до 4 млн. руб.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ирины Кружковой, в России запущен процесс адаптации и сертификации машин с новыми стандартами GB/T. Данные стандарты уже работают на ряде автомобилей группы УАЗ и ГАЗ. Таким образом, часть Российской техники так же уже оснащается китайскими стандартными зарядными устройствами, а в будущем прогнозируется еще увеличить количество выпускаемых электромобилей, коннекторами GB/T и CHAdeMO. По прогнозам, до 70% производимых электромобилей в России через пару лет будут с китайским портом зарядки.
Эксперт так же отмечает, что в рамках программы субсидирования строительства ЭЗС в России предполагаются расходы в объеме 8,1 млрд руб. до 2024 года. Максимальная субсидия составит 60% от стоимости создаваемой станции ЭЗС, но не более 1,86 млн. руб. Субсидия на техническое присоединение станции к электросетям составит – 30%, но до 900 тыс. руб.
Эффективность станции ЭЗС предполагает, по мнению эксперта, сочетание разного типа коннекторов: 90кВт – быстрая зарядка, 200кВт – ультрабыстрая зарядка и менее 90кВт – для недорогих ночных зарядок. По мнению российских автопроизводителей, такое сочетание станет наиболее универсальным и удобным в России.