Сразу после размещения экспозиции юбилейной персональной выставки заслуженного художника России Ивана Костомарова в выставочный зал Орловского регионального отделения Союза художников России потянулись первые посетители. Хотя открытие состоится только 10 августа. Просто мимо лиричных пейзажей художника пройти невозможно. Тонкие, любимые всеми березки, золотые купола храмов родного города, знакомые до боли улочки.
Иван Костомаров узнаваем по незабываемому воздушному почерку серебристого колорита живописи.
Иван Костомаров родился в оккупированном Орле 5 августа 1942 года на улице по случайному совпадению переименованной в 1985 году в улицу 5 Августа. Матушка вскоре после рождения сына скончалась. А вернувшийся с фронта отец нашел себе новую супругу. Трех мальчишек, младшим из которых был Ванечка, мачеха, как в плохих сказках, мягко говоря, недолюбливала. Они на пару с мужем просто сжигали рисунки будущего мастера кисти в печи. «Не мужское это дело – картинки малевать», приговаривал отец, давая сыну очередную оплеуху.
В 16 лет Ваня сбежал из дома и устроился на орловский завод ЖБИ. Поначалу разнорабочим, позже арматурщиком. Несмотря на тяжелую работу, творчество не бросил. Рисовал стенгазеты, плакаты и все тому подобное, что присуще советским временам. И писал акварельные пейзажи. Ребята в общежитии твердили: «Ты – талант». И уговорили поступить в любительскую изостудию. Даже по своим собственным чертежам соорудили для Вани мольберт. Он, конечно, поступил. А уже в 20 лет смог купить себе миниатюрный этюдник, который можно держать одной рукой, чтобы вторая рука оставалась свободной для кисти. Кстати, этот раритет до сих пор жив и помогает мастеру писать живописные миниатюры на пленэре.
Но вернемся назад. В 60х годах он получает работу художником-оформителем орловских художественно-производственных мастерских. Попадались удачные заказы. Но Иван Костомаров оставался верен себе. Своей манере живописи, той самой серебристой, которой не изменял никогда.
Потом была работа художником-реставратором в орловском Тургеневском музее, где он встретил свою единственную, с которой живет уже более полувека. Но сейчас речь не об этом. Десятки удачно воспроизведенных копий оригиналов для музейной экспозиции наводили на мысль из любителей стать профессионалом. Очень поддержали художника в этом жена и директор музея Леонид Афонин.
В 29 лет Иван Костомаров стал первокурсником худграфа Орловского пединститута. Учителей было много. Но самым главным педагогом всю жизнь считает заслуженного работника культуры РСФСР Валентина Дудченко, под руководством которого защитил диплом. Представил цикл натурных пейзажей «Времена года в Спасском-Лутовинове».
Поле вуза на протяжении почти 20 лет преподавал живопись в Орловском художественном училище. С учениками был строг. 1617 летние ребята обижались. Но годы спустя, встречая своего учителя, говорили: «Спасибо, Иван Константинович, за то, что учили нас профессии». Нет, конечно, не все стали художниками. Это тяжелая стезя, не слишком благодарная. Но Андрей Удодов, Геннадий Миночкин, Андрей Ким, Яна Друтина, Тамара Соснина и много других учеников состоялись в искусстве.
Летние обязательные студенческие пленэры становились просто сказкой. Главное место обитания – в основном почти заброшенный парк «Ботаника» (не нынешний, разумеется, а тот – 8090х годов). Реликтовые сосны, одинокие домики, яблоневые сады, виды на Оку. Учитель писал вместе с учениками. Наставлял: «Сначала композиция, а потом все остальное». Почти все студенты справлялись на «отлично».
В 1991 году Иван Костомаров становится членом Союза художников России. Нет, не то чтобы началась новая жизнь. Положение, как говорится, обязывает. До сих пор в мастерскую – как на работу. И даже в субботу и воскресенье. Никогда, сколько себя помнит, не изменял вылазкам на пленэр. «Я просто должен себя выгонять. В любую погоду. Каждый день». Так продолжается на протяжении всей его творческой жизни. Правда, в Сабуровскую крепость или не менее любимую Некрасовку выбираться уже сложно. Зато Ока и Орлик постоянно на холстах. Вода настолько живописно-живая, что так и хочется войти в реку, отражающую глубину теплого прозрачного неба. Хотя ядовито-зеленое лето он не особенно жалует в плане творчества. Ранняя весна, поздняя осень, зима – дорогие кисти мастера пейзажи.
Его серебристую манеру живописи узнают. Искусствоведы отмечают, что это редкость в современной живописи. Она свойственна классикам Серову, Коровину, Левитану. И все они – учителя для заслуженного художника России Ивана Костомарова. Его живопись так же классически реалистична.
«Я учусь всю жизнь. До сих пор», – говорит мастер. Новые оттенки, новая палитра. «Понимаете, в природе нет чистых красок. Внимательнее присмотритесь, все серебристое» – уверен Иван Костомаров.
«Световоздушная» юбилейная выставка Ивана Костомарова откроется 10 августа в 15 часов в выставочном зале Орловского регионального отделения Союза художников России по адресу: 2я Посадская, 26 (6+).
Евгения КУРБАКОВА