28 июля в Орловском краеведческом музее открылась выставка фотографии мастера из Санкт-Петербурга Аллы Полетаевой «Обет молчания» (6+).
Новое слово
«Это фантастика!» – описывает работы мастера орловский фотохудожник Леонид Тучнин.
Алла Полетаева – математик, кандидат физико-математических наук, для которой фотография стала сначала семейным хобби, потом и серьезным увлечением. Ее работы хранятся в Государственном Русском музее, РОСФОТО, музее «Царскосельская коллекция», музее органической культуры, в частных коллекциях.
Алла Игоревна – член Творческого союза художников России, участница множества выставок. За годы творчества она освоила такие редкие направления в фотографии, как стиль пиктореализма и технику съемки пинхолом.
В Орле открылась выставка пикториальной фотографии, и рассказывая о самой технике, Алла Полетаева подчеркивает, что главное тут вовсе не технический момент:
– Занимаясь фотографией не один десяток лет, в определенный момент я почувствовала, что обычный снимок меня сковывает. Эта техника позволяет от этого чувства отойти, она дает свободу.
Снимает Алла Полетаева на пленку, и каждая фотография, сделанная ею, печатается вручную. Как следствие, снимки становятся абсолютно неповторимыми и уникальными.
Интересно, что Орловский краеведческий музей первым принял в своих стенах выставку «Обет молчания» в том виде, в котором ее можно увидеть сегодня.
– Серии снимков, вошедшие в эту экспозицию, были представлены на разных площадках в Санкт-Петербурге, но в целостную, полную выставку они сложились только сейчас, – поясняет Алла Полетаева.
Под особым углом
Название выставки «Обет молчания» появилось, конечно же, не случайно.
– Для меня это прежде всего состояние, в котором рождается фотография, – рассказывает Алла Игоревна. – Процесс этого «рождения» запускается в момент, когда начинаешь работать с изображением и получать из него то, что вдохновило при съемке. Для меня важно, чтобы в эти минуты мое сознание было чистым, в нем не было лишнего, и потому в такие дни я предпочитаю вовсе молчать.
На фотографии мастера действительно хочется смотреть молча, внимательно и долго, получая удовольствие не только эстетическое, но и интеллектуальное.
– Это очень серьезные и тонкие вещи, – развивает свою мысль Леонид Тучнин. – Я много лет занимаюсь фотографией и был искренне поражен, увидев эти работы, ни с чем подобным я не сталкивался никогда прежде. В этих снимках, на мой взгляд, заключен глубокий и тонкий истинный смысл фотографии.
В глазах смотрящего
Открытие выставки Алла Игоревна совместила с мастер-классом. Профессионалам и любителям она рассказала не только о технической стороне процесса, но и о собственных мотивах, впечатлениях и взглядах на фотографию и процесс съемки.
Узнать об авторском восприятии и сравнить его с собственными впечатлениями интересно всегда. О каком бы виде творчества ни шла речь, особенно волнующим, а во многом и определяющим дальнейшее восприятие, является момент неформального общения с автором.
В этом плане Алла Полетаева оказалась человеком, целиком и полностью подтверждающим справедливость высказывания о том, что любой снимок во многом является отражением взгляда фотографа на жизнь и красоту в целом либо на конкретную модель.
Что бы она ни снимала, будь то городские пейзажи, вода, наделенная особым для нее символизмом, или портреты, получившиеся фотографии удивительным образом гармонируют с ней самой.
– С одной стороны, у меня не хватает слов, чтобы выразить свое восхищение Аллой Игоревной и тем, что она делает, потому что это настоящие чудеса. С другой, – познакомившись с ней и ее работами, я утвердился во мнении, что пока есть на свете люди, способные творить такое, этот мир будет жить, – отметил член Союза художников России Виктор Панков.
Фотографии Аллы Полетаевой и правда во многом похожи на чудо уже потому, что с их помощью автору удается говорить со зрителем, погружая в момент, когда был сделан тот или иной снимок, помогая прочувствовать состояние, кажется, даже услышать звук и запах.
– Выбирая, кого или что снимать, я думаю в первую очередь не о красоте как таковой, а о восприятии, о том, как много можно разглядеть в человеческом лице и теле или, к примеру, в известных всем питерских дворах, – делится мастер.
Все фотографии Аллы Полетаевой очень личные, наделенные важным прежде всего для нее самой смыслом и при этом располагающие к размышлению и восприятию.
– Когда человек приходит куда бы то ни было смотреть что бы то ни было, важно, на мой взгляд, чтобы он был открыт к чемуто, что не является для него по определению «своим», – говорит Алла Игоревна. – Мне бы хотелось, чтобы, приходя на эту выставку, люди испытывали ощущение некой остановки времени внутри себя, прекращали свой внутренний диалог. Для меня нет «проходных» фотографий, каждая из них – целый мир, и я буду рада, если ктото захочет и сможет впустить в себя его частицу.
Анастасия Извекова