Время летит незаметно, и многие из родителей не успели опомниться, как ребенок повзрослел и пришло время ему садиться за парту. Как подготовиться самим и помочь будущему ученику безболезненно адаптироваться ко взрослой жизни?
Кажется, только вчера вы взяли на руки только появившегося на свет младенца, весь мир которого сосредоточен на единственном человеке — маме. Потом бессонные ночи, кормления по часам, декретный отпуск, в котором нет места ничему, кроме служения этому маленькому, но забирающему все свободное время человечку.
Как подготовить будущего школьника?
Детский сад — первый серьезный разрыв тесной связи мамы и малыша, но постепенное отпускание — залог успешного восприятия ребенком новых мест и нового коллектива. Переступая порог сада, он оказывается в абсолютно незнакомых и даже пугающих его условиях, но с каждым днем его мир, до этого сосредоточенный на родителях, друзьях по песочнице и близких родственниках, расширяется и становится интереснее. Да, страшно, тревожно, но вместе с тем радостно от знакомства с новыми людьми, новым распорядком дня, новыми знаниями.
И вот уже маленький человечек становится абсолютно самостоятельной личностью, у которого есть свое пространство, свои друзья, свои секреты. И, казалось бы, сепарация от родителей прошла успешно, как вдруг на календаре стремительно приближается сентябрь, и совсем скоро повзрослевший малыш с ярким осенним букетом пойдет в первый класс.
Как правило, это волнующий процесс для всей семьи. И для когото 1 сентября означает обычное окончание лета, а для когото — целого жизненного этапа, и переживания, страх и тревога нарастают с каждым днем.
– Нужно создать у ребенка твердую уверенность в том, что в школе его ждет только хорошее. Не стоит пугать обязанностями и плохими оценками за невыученные уроки. Не надо заранее проходить всю программу первого класса, как делают некоторые родители, чтобы у будущего школьника сохранилось предвкушение чегото нового, – советует детский психолог Виктория Елизарова.
Что должен уметь ребенок к первому классу?
Во-первых, у него должны быть хорошо развиты социальные навыки. Он должен уметь слышать и слушать других — и взрослых, и детей. Это поможет ему легче адаптироваться в новом коллективе.
Он должен понимать, что такое групповые роли. И желательно, чтобы он мог осознавать, какими ресурсами обладает. Например, какую роль в коллективе он может играть — отлично читать вслух или уметь показывать фокусы, т. е. определить те навыки, которые помогут ему получить признание в группе.
Во-вторых, это когнитивные навыки. Т.е. обобщение предметов по признаку (стол, стул, шкаф — это мебель, чайник, кружка, тарелка — это посуда и так далее), сходству и различию. Уметь составлять связный рассказ по картинке, называть дни недели, названия месяцев и признаки времен года. Таким вещам родители должны учить сами, и предполагается, что первоклассник это уже знает. Тогда школьная программа будет усваиваться легче.
3040 лет назад не все вчерашние детсадовцы, садясь за школьные парты, умели читать и писать. В программу первого класса входили часы, которые выделялись на изучение букв. Сейчас освоение алфавита не предусмотрено, и подразумевается, что все первоклассники уже обладают этими навыками. Если все же вам не удалось научить ребенка читать и писать — делать трагедию из этого не стоит. В любом случае, педагог поможет ему освоить материал и заполнить пробелы в знаниях.
Стресс
– Когда ребенок идет в первый класс, он сталкивается с несколькими видами стресса, среди которых социальный и учебный. Во-первых, он попадает в новый и абсолютно незнакомый ему коллектив, в котором должен занять свое место, привыкнуть к новым людям, не все из которых покажутся ему приятными и комфортными в общении, – предупреждает психолог.
Есть еще и учебный стресс. Дети, которые привыкли к свободному передвижению, сталкиваются вдруг с необходимостью сидеть на одном месте в течение 40 минут. А для того, чтобы что-то сказать или спросить, теперь нужно поднимать руку. Это сложно, особенно для подвижных и активных малышей. Конечно, чему-то из этого готовили в старших группах детских садов. Если же ваш малыш не ходил в детский сад, попробуйте хотя бы в последние оставшиеся недели приучить его к новым правилам.
1 сентября
Чтобы первый школьный день запомнился ребенку только приятными моментами, проведите 1 сентября вместе с ним. Устройте небольшой семейный праздник или пригласите его одноклассников и друзей. Сходите в кино или детский парк. Расскажите ребенку о своем первом походе в школу, вспомните истории из школьной жизни, желательно такие, которые вызовут улыбку. Поговорите с ребенком о его волнениях и страхах, связанных с учебным процессом, о его будущем распорядке дня.
Конечно, с 1 сентября жизнь всех членов семьи круто изменится. И если раньше после работы все ваши мысли были заняты только домашними хлопотами, теперь к ним добавятся уроки. Но надо принять эти перемены с позитивным настроем, и тогда школьная пора окажется уже не такой страшной, как кажется на первый взгляд.
Анна АЛЕКСАНДРОВА