Одним из приоритетных направлений развития российского высшего образования является кадровое обеспечение отраслей цифровой экономики в условиях современных глобальных вызовов.
На 2022-2023 учебный год в соответствии с показателями федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» запланировано порядка 90 тыс. бюджетных мест для обучения по ИТ-специальностям, по прогнозам Минцифры количество фактически поступивших будет больше (например, в 2021 г. при плановом показателе 80 тыс. бюджетных мест число поступивших на ИТ-специальности составило 113,8 тыс. человек, а в целом за три года реализации проекта на ИТ-программы было принято 226 тыс. абитуриентов). Наиболее востребованными у абитуриентов являются направления подготовки: Бизнес-информатика (конкурс 35,5 человек на место); Информационная безопасность (24,9 человека на место); Фундаментальная информатика и информационные технологии (21,5 человек на место).
Государство планомерно увеличивает количество бюджетных мест на ИТ-специальности, что приносит свои первые результаты. Впервые за все время существования единого государственного экзамена информатика в 2022 г. вышла на третье место по популярности среди предметов по выбору: количество желающих пройти испытание возросло примерно на 30 тыс. человек, составив 128 044 (для сравнения в 2020 г. – 83 610 человек, в 2021г. – 95 198). Определенные преимущества имеет и применяемая уже второй год модель компьютерной формы проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ: возможность самостоятельного выбора инструментов для решения поставленных задач, языка программирования, сред разработки и т.д.
Несмотря на то, что порядка 20 тыс. участников показали результат выше 80 баллов, средний балл ЕГЭ составил 59,47 при минимальном пороговом значении, позволяющем поступить в высшее учебное заведение, – 44 балла.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Людмилы Малявкиной, полученные результаты свидетельствуют о том, что обучающиеся справляются на егэ в основном только с заданиями базового уровня сложности (работа с электронными таблицами, запросы в реляционной базе данных и др.), и, как правило, не имеют основательных навыков, например, в области программирования. Это связано, прежде всего, с недостаточным уровнем школьной подготовки, в том числе вследствие вынужденного дистанционного обучения в период пандемии коронавируса. Недостаточный уровень освоения дисциплины осложняет процесс вузовской подготовки ИТ-специалистов. Для его повышения с сентября 2022 г. школьники могут воспользоваться бесплатными двухлетними курсами по программированию в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика».