Все чаще на орловских дорогах стали появляться любители двухколесных транспортных средств, которые чувствуют себя настолько вольготно, что зачастую забывают о правилах дорожного движения или считают, что соблюдать их должны только водители автомобилей.
Еще года два назад самокаты в Орле были развлечением для немногих. И если в Москве или в Питере они стали неотъемлемой частью дорожного движения, до нас мода на них докатилась чуть позже.
Конечно, в Орле нет таких огромных пробок, как, например, в столице, но все же местные жители успели оценить достоинства самокатов, на которых, набирая немалую скорость, можно с ветерком добраться до места работы или учебы, минуя транспортные заторы. Шеринговый бизнес набирает обороты, и уже невозможно пройти по улице и не увидеть взрослого человека, проезжающего на самокате. Вопервых, самокаты не требуют особых умений и просты в управлении. К тому же, это экономичный транспорт даже в сравнении с велосипедами. И в третьих, они компактны и удобны.
Однако не все видят плюсы в новом тренде. И один из больших минусов – то, что для самокатов не существует правил дорожного движения. В прошлом году лихачи пугали пешеходов, гоняя по тротуарам на огромных скоростях, а этом году их приходится сторониться автомобилистам.
В ПДД понятия «электросамокат», конечно, нет. Все транспортные средства здесь разделены на три ключевые категории: велосипеды, мопеды и мотоциклы. В ГИБДД есть одно общее название для электросамокатов, гироскутеров, моноколес: средства индивидуальной мобильности.
Эти самые средства пугают всех – мамы бросаются убирать детей с дороги, завидев их впереди, а автомобилисты снижают скорость и стараются сдвинуться в сторону. Водители самокатов чувствуют себя главными участниками дорожного движения.
Однако не все так просто. В ГИБДД Орловской области напоминают, что все зависит от характеристик конкретного электросамоката:
- если он имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки менее 250 Вт, то приравнивается к пешеходу;
- если он имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки от 250 Вт до 4 кВт, а развиваемая скорость не более 50 км/час, то официально это уже мопед, то есть нужны права категории М и шлем, а управлять им можно с 16 лет;
- если развиваемая скорость более 50 км/час – то это уже считается мотоциклом, нужны права категории А и шлем, а ограничение по возрасту – от 18 лет.
И в России уже были случаи, когда граждан в состоянии опьянения, взявших на прокат электросамокат мощностью более 250 Вт, лишали водительских прав. Например, в 2020 году в Казани двое мужчин ехали на арендованных электросамокатах по проезжей части. Их остановили сотрудники ГИБДД. При проверке выяснилось, что мощность самокатов составляет 350 Вт – значит, они уже считаются мопедами, то есть транспортными средствами. В присутствии понятых сотрудники ГИБДД предложили мужчинам пройти медосвидетельствование. Один мужчина отказался, а его приятель согласился: анализ показал 0,456 промилле. На них составили два административных протокола: за отказ от прохождения медосвидетельствования в первом случае и за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии без прав во втором.
Однако сейчас в Орле любой желающий может взять самокат на прокат, и никаких требований к нему не предъявят. Водительские права никто не спросит и отслеживать соблюдение безопасного использования не будут.
На федеральном уровне депутаты хотят принять поправки в ПДД, где будут прописаны санкции для нарушителей и возрастные ограничения для управления самокатами, а также то, где должны передвигаться участники движения – по обочине или на тротуаре.
Пока же водителям нужно быть особо внимательными, когда рядом с ними на дорогах движутся самокаты. Их владельцы зачастую занимают левую полосу дороги, проезжают на красный свет, никак не показывают, что собираются совершить поворот, и лишь чудом удается избегать аварий.
С ветерком до работы, минуя пробки, это, конечно, удобно и хорошо. Вот только не следует забывать о правилах дорожного движения. А когда владелец самоката, вставив в уши наушники, несется на скорости, не обращая внимания на других участников дорожного движения, он рискует не только своей жизнью, но и жизнями других людей.
Вот несколько правил, которые рекомендуют соблюдать водителю самокатов:
Не перевозить на электросамокате детей, пассажиров или крупногабаритные грузы. Электросамокат для этого не предназначен.
Не пытаться разогнать самокат быстрее, чем это допускается инструкцией по эксплуатации.
Не пользоваться мобильным телефоном во время движения и не надевать наушники, чтобы услышать сигнал машины.
Ездить по тротуару с такой скоростью, чтобы не мешать движению пешеходов.
Использовать защитную амуницию и шлем. Даже если на скорости 2030 км/час столкнуться с препятствием, можно получить очень серьезные травмы.
Анна АЛЕКСАНДРОВА