В Орле телефонные мошенники «развели» 25-летнего орловца на 3,7 млн рублей. Это самый большой «улов» аферистов с начала этого года. Подробности рассказали в уголовном розыске регионального УМВД России.
Афера длиной в два дня
11 августа молодому орловцу позвонила женщина, представившаяся сотрудницей одного из крупных банков, и сообщила, что от него поступила заявка на кредит на 3,7 млн рублей. Орловец сказал, что заявку не подавал. «Значит, это мошенники», – ответила якобы сотрудница банка, попросила его не класть трубку, она соединит его со службой безопасности. Мужчина, представившийся сотрудником службы этого банка в Москве, сказал, что для «защиты» от мошенников нужно самому «зеркально» оформить кредит и тут же погасить его. Молодой человек, имевший хорошую зарплату и кредитную историю, оформил кредит в мобильном приложении. Все это время мнимый сотрудник службы безопасности «держал» его на телефоне, стращал разными угрозами от мошенников и говорил, что делать дальше. А дальше заработала испытанная мошенническая схема. Аферист заверил парня, что теперь необходимо обналичить деньги в банке в Орле и сказал, в каком отделении он может это сделать «в сопровождении сотрудника банка». После того, как парень обналичил 350 тыс рублей, сразу же последовал новый звонок с указанием перевести деньги на «безопасный счет». А чтобы сделать это быстро (якобы, чтобы мошенники не успели опомниться), за ним приедет такси и отвезет его к банкомату. Такси привезло его в один из крупных торговых центров Орла, где молодой человек перевел деньги на реквизиты, указанные аферистом. История повторилась на следующий день. Уже с утра последовал очередной звонок от мнимых сотрудников безопасности и новые указания о том, где обналичить оставшиеся кредитные средства и на какой «безопасный» счет их перевести. И так весь день до вечера. В итоге за два дня массированного «телефонного» давления пострадавший посетил четыре офиса банка в Орле, а последний «транш» должен был перевести в банкомате некоего частного банка, куда мошенники опять же отправили его на такси. И только к вечеру второго дня молодой человек заподозрил неладное и обратился в полицию Заводского района с заявлением о мошенничестве.
Работают группой
Шансы вернуть свои деньги у пострадавшего орловца крайне малы, говорят в полиции.
– Подобные дела расследовать очень сложно и долго, – комментирует этот случай замначальника отдела по расследованию мошенничеств управления уголовного розыска УМВД России по Орловской области Сергей Емельянов. – Установлено, что мошенники совершают звонки из колцентров, которые находятся за пределами нашей страны. Деньги, полученные обманным путем, они быстро переводят со счета на счет, чтобы их было трудно отследить. Или используют так называемых обнальщиков, которые за определенный процент выводят деньги со счетов и могут делать это в разных городах страны, или даже переводят в биткоины (электронную валюту), которые уже не отследить. Мошенники работают большой группой. В колцентрах они ежедневно обзванивают людей, выдавая себя за банковских работников или сотрудников правоохранительных органов, и даже если 10 звонков сорвались, один обязательно выведет на доверчивого человека.
Предупредите бабушку
По словам Сергея Емельянова, наиболее уязвимы перед мошенниками пожилые люди — в силу возраста им трудно сразу разобраться в ситуации и нелегко противостоять психологическому давлению мошенников. А те стремятся застать человека врасплох, к примеру, звонят рано утром или даже ночью. Самая распространенная и, к сожалению, до сих пор действующая схема, звонки родственникам о том, что их близкий (внук, внучка) якобы попал в ДТП и надо заплатить, «чтобы освободить его от уголовной ответственности».
– Расстроенная бабушка охает, спрашивает, сколько надо, мошенники называют, к примеру 300 тыс. рублей. «Да у меня столько нет», – сокрушается она. Интересуются, сколько есть. «200 тысяч? Ладно, сейчас подъедет наш человек, заберет». И бабушка диктует адрес, даже не думая прежде позвонить внуку или внучке, – рассказывает Сергей Емельянов.
Он советует почаще предупреждать пожилых родственников, а также одиноких соседей об опасности звонков от незнакомцев. А специалисты в сфере ITбезопасности рекомендуют кардинальный способ не попасть на мошенников — просто не отвечать на звонки с незнакомых номеров.
Кстати, этой зимой полиция задержала в Орле группу таких мошенников из семи человек. В нее входили россияне и украинцы, они действовали не только в нашем регионе, но и в соседних областях.
Защити себя сам
В полиции признают — случаев дистанционного мошенничества не становится меньше. Заявления от пострадавших поступают в отделения полиции практически ежедневно. Есть примеры, когда орловцы становятся жертвами аферистов не один раз.
– В ходе телефонного разговора мошенники осуществляют своего рода психологический гипноз, и ему оказываются подвержены многие люди, – говорит Сергей Емельянов. –Реальный сотрудник банка никогда не будет звонить и сообщать вам о заявке на кредит в онлайне, потому что ответ приходит вам в личный кабинет. Не доверяйте таким звонкам. Просто прервите разговор и перезвоните в свой банк. Сегодня мошенники взяли на вооружение технологию подмены номеров — это когда на телефоне высвечивается номер, к примеру, вашего банка или горячей линии, а на самом деле звонят мошенники. Поэтому не доверяйте первому звонку, даже если с виду это ваш банк, всегда перезванивайте в банк сами, – настойчиво советует Сергей Емельянов.
Проблема в том, что многие жертвы мошенников крайне пренебрежительно относятся к безопасности своих финансов. Уже потом, в полиции пострадавшие признаются, что знали, слышали о случаях мошенничества, но всегда считали, что их это никогда не коснется.
Людмила Владимирова