Коллекционер из Орла Галина Серпунина представила свое частное собрание глиняных игрушек в Орловском краеведческом музее.
Любовь с первого взгляда
Выставка под названием «Удивительный мир глиняной игрушки» (0+) открылась для посетителей 18 августа.
В экспозиции представлены традиционные глиняные игрушки из разных регионов России: плешковская и чернышинская игрушки из Орловской области, дымковская игрушка из Кировской области, филимоновская, тульская, богородицкая игрушки из Тульской области, кожлянская игрушка из Курской области и многие другие. На выставке также можно увидеть и авторские глиняные игрушки современных мастеров.
Всего Галина Николаевна представила 340 игрушек, хотя в ее частной коллекции их порядка четырехсот.
– Так как выставка проходит в Орловском краеведческом музее, я в первую очередь выбирала для экспозиции игрушки, иллюстрирующие традиции и особенности именно нашей малой родины, Орловской области, то есть чернышинскую и плешковскую, – рассказывает она. – Вместе с тем рядом с ними в выставочном зале представлены игрушки из других регионов, что открывает перед посетителями превосходную, на мой взгляд, возможность, наглядно увидеть особенности и уникальность каждой игрушки, разницу и одновременно нечто общее между ними.
Краеведческий музей для представления коллекции широкой общественности Галиной Серпуниной был выбран тоже не случайно
– Именно здесь началось мое настоящее знакомство с глиняной игрушкой и любовь к ней, – поясняет она. – Более 10 лет назад я пришла на выставку тульской глиняной игрушки, проходившую здесь, и влюбилась в нее так стремительно и пылко, что купила несколько игрушек у мастера сразу после того как экспозицию свернули. И когда я поняла, что пришло время представить уже собственную коллекцию, я обратилась с этим предложением в Орловский краеведческий музей.
Как отмечает старший научный сотрудник научнопросветительского отдела музея Ирина Ли, для краеведческого музея выставка именно глиняной игрушки особенно важна.
– Глиняная игрушка была и остается одним из самых ярких проявлений народной культуры, – подчеркивает она. – Из поколения в поколение мастера передают уникальные технологии и традиции, связанные с местными обрядами, поверьями, жизненными устоями. Рукотворные традиционные игрушки из глины – это своеобразный рассказ о мире и о самом мастере. Народные игрушки несут в себе пожелания добра, света и благополучия, являясь при этом важной, яркой и очень наглядной частью пути, который каждый человек проходит в поиске своей идентичности.
Творческая жилка
Почти сорок лет своей жизни Галина Серпунина посвятила банковскому делу, семнадцать из них – подготовке молодых специалистов в этой сфере, и человеком в прямом смысле слова творческим себя не считала. Однако любовь и неподдельный интерес к глиняной игрушке как культурному явлению расширил ее взгляды, углубил и насытил цветом восприятие действительности.
– Я никогда не пробовала изготавливать игрушки сама, но много общалась с мастерами, наблюдала за процессом их работы, слушала, о чем они говорят, чем делятся, как рассказывают о каждой отдельно взятой игрушке, и всякий раз убеждалась, что каждая из них неповторима, – говорит Галина Николаевна. – Думаю, для меня время пробовать самой еще не пришло, хочу оставить себе такой простор для развития и творчества.
Между тем творчеством и даже искусством можно назвать уже то, как Галина Серпунина не обращается даже, а взаимодействует с экспонатами своей коллекции. В ее умелых руках игрушки действительно начинают петь, и у стороннего наблюдателя складывает впечатление, что звук этот волшебный. Более того, кажется, что звук этот издает не игрушка вовсе, а удивительный, очень самобытный, не похожий ни на один другой музыкальный инструмент.
В целом выставка «Удивительный мир глиняной игрушки» получилась необычайно нарядной и праздничной. Представленные на ней игрушки можно рассматривать одновременно с научной и обывательской точки зрения, как диковинку и как материальное воплощение неповторимых традиций того или иного региона.
Вошедшие в экспозицию игрушки разнообразны и одновременно похожи, каждую из них можно и однозначно стоит рассмотреть отдельно, чтобы заметить интересные, подчас наполненные глубоким смыслом детали. Погружаясь в этот процесс любования и изучения, зритель невольно начинает восхищаться и интересоваться мастером, чей внутренний мир позволил создать из безликой, по сути, глины такое неповторимое произведение искусства. И на выходе из выставочного зала на глиняную игрушку как явление зритель смотрит уже совсем подругому.
Анастасия Извекова