С 6 сентября в выставочном зале Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева работает выставка «Как Оренбургский пуховый платок оборону крепил» (6+) из собрания Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Дух времени
Сегодня подлинные оренбургские платки, как и сто лет назад, вяжутся исключительно вручную и бывают только двух цветов: либо белыми, либо серебристо-серыми. Легкие и компактные, даже среди огромного многообразия современных изысканных аксессуаров они не теряют своей популярности и с каждым годом вызывают все больший интерес.
– Пуховязальный промысел существует в Оренбурге с середины XVIII века и давно превратился в уникальную традицию тех мест, – рассказывает научный сотрудник экспозиционновыставочного отдела музея Елена Кузнецова. – Девочки, а зачастую, и мальчики берут в руки спицы в раннем детстве. Первый связанный ребенком платок продают, а деньги отдают ему, чтобы вознаградить за труд.
Для изготовления оренбургских платков в XXI веке используются козий пух и шелковые нити, причем, эта технология относительно молода.
– Шелк стал использоваться в этом процессе только во время войны, – продолжает Елена Анатольевна. – В Оренбург, именовавшийся тогда Чкаловым, были эвакуированы многие предприятия, в числе которых оказался и шелковый комбинат. Шелковые нити использовались для изготовления парашютов. И в нити, из которых вязались платки, их было решено добавить для прочности. Огромное достоинство оренбургских платков, ставшее в военные годы в буквальном смысле жизненно важным, заключается в том, что при своей необычайной легкости они невероятно теплые. План по их изготовлению в 40х годах был увеличен в пять раз, вязальщиков активно стимулировали к работе, и ставшие более долговечными платки многим людям сослужили хорошую службу.
Те самые простые, практичные и теплые платки, связанные в середине прошлого столетия, также можно увидеть на выставке. Создатели экспозиции великолепно передали дух времени: по соседству с простой, уместной для тех лет одеждой продемонстрировали еще одно достижение оренбургского прядильного промысла – снайперские варежки-перчатки, не сковывавшие движения стрелка, но сберегавшие его руки от обморожения.
– Оренбургский платок уникален еще и тем, что козий пух, используемый для его изготовления, является единственным в своем роде. Берется он от породы коз, обитающей только в тех краях, – рассказывает Елена Кузнецова. – Оригинальные платки вяжутся во многих регионах страны, в том числе, и в Орловской области, но среди них нет ни одного похожего на платок оренбургский. Сейчас, когда выставка переезжает из одного города России в другой, случаются забавные и показательные моменты. Так, если экспозиция размещается не на холстах, а, к примеру, крепится к потолку, бывает, что зрители просто не замечают висящий платок, настолько он тонкий.
Красота и символизм
Сохранились свидетельства о том, как легендарный платок был преподнесен Николаю II, когда тот проездом посещал Оренбург. Чтобы продемонстрировать, насколько платок компактный и легкий, его поместили в стакан и так передали царю. Тот был настолько восхищен подарком, что, забрав платок, сам доверху наполнил стакан монетами и велел вернуть его вязальщице.
В центре традиционного оренбургского платка, как правило располагается ромб, символизирующий солнце.
– Связать спицами круг практически невозможно, поэтому мастерицы изображают ромб. Зачастую вокруг него можно увидеть узоры, изображающие лучи солнца, – поясняет Елена Анатольевна.
Интересно, что именно оренбургский платок в буквальном смысле был приближен к светилу. На выставке можно увидеть платок, проведший в космосе 204 суток.
– Это был совместный проект Оренбургского областного музея изобразительных искусств и летчикакосмонавта, Героя России Олега Кононенко, – продолжает Елена Кузнецова. – Олег Дмитриевич взял платок с собой и благополучно приземлился вместе с ним. Тут стоит отметить, что в момент приземления корабля любой дополнительный вес на его борту имеет значение. Оренбургский платок оказался настолько легким, что никакой решающей роли в этом процессе не сыграл.
На выставке можно понять и прочувствовать сдержанную, полную особого достоинства красоту оренбургского платка. Кажущийся с первого взгляда таким простым и обычным, слишком легким, чтобы дарить необходимое тепло, изученный в деталях, такой платок словно начинает играть для зрителя новыми красками.
Тот факт, что единственная цветная, даже самая бледная, нить, вплетенная в платок, уже однозначно свидетельствует о подделке, тоже символичен. Он свидетельствует о том, что подлинная изысканная красота не нуждается в дополнительной яркости и вычурности.
– Отличить настоящий оренбургский платок от подделки можно еще и по наличию оставленной вязальщицей нити, – отмечает Елена Кузнецова. – Нить эта остается для того, чтобы владелица платка могла самостоятельно привести его в порядок, если с платком чтото случится, подправить при необходимости. Мне кажется, в этом есть нечто особенное, уютное, свидетельствующее о настоящей индивидуальности, о теплоте и заботе, с которой вяжутся такие платки людьми и для людей.
Анастасия Извекова