С 20 по 22 сентября в ОГАТ им. И.С. Тургенева прошел театральный фестиваль самостоятельных работ «Нескучная классика» (12+).
В рамках фестиваля специальный гость, известный театральный режиссер и педагог Владимир Байчер, провел для молодых орловских талантов мастеркласс по освоению психологических жестов по методу Михаила Чехова, а актеры ОГАТ им. И.С. Тургенева представили свои самостоятельные режиссерские работы.
Виктор Межевикин подготовил эскиз по пьесе А.В. Луначарского «Голубой экспресс», получивший название «Танго на двоих», Екатерина Гусарова представила на суд зрителей эскиз «Путник» по психодраме В.Я. Брюсова, а Антон Карташев воплотил на малой сцене театра «Призраков» И.С. Тургенева.
Фестиваль состоялся в уже полюбившемся орловцам формате театральной лаборатории, когда профессионалы и любители имеют возможность обсудить увиденное и пережитое не только друг с другом, но и с режиссерами и актерами.
Главный режиссер театра Владимир Хрущев проводимые показы традиционно называет совместной работой театра и зрителей и подчеркивает, что она не бывает простой.
– Важно, чтобы люди, сидящие в зале, не просто посмотрели эскиз или спектакль, а пережили нечто важное, вынесли чтото для себя, – подчеркивает он. – В рамках лаборатории можно задать интересующие вопросы создателям постановки, поделиться впечатлениями. Практика показывает, что пережитые эмоции и восприятие увиденного бывают очень и очень разными, подчас совершенно неожиданными для режиссеров и артистов, но именно в этом, в озвучивании самых разных, подчас диаметрально противоположных взглядов, и заключается смысл. Это помогает актерам и режиссерам расти, расширяет их профессиональные горизонты.
По итогам зрительского голосования, состоявшегося по завершении показов, право поставить на сцене театра полноценный спектакль выпало Антону Карташеву. Его «Призраки» в равной степени впечатлили профессионалов и любителей тем, что поставлены были по необычайно сложному для театра материалу, и поставлены так, что отвести глаза от сцены было сложно.
Антон Карташев прекрасно известен орловскому зрителю не только как актер, но и как режиссер, обладающий красивым и узнаваемым режиссерским почерком, умеющий с помощью неожиданных для зрителя деталей создавать ошеломляющие по своей силе образы, и свою репутацию представленным отрывком он только подтвердил.
Победу эту можно назвать заслуженной. Однако самым удивительным в день показа стал тот выбор, перед которым в момент голосования оказались многие зрители. Находившиеся в зале признанные мастера сцены, студенты и театралы увидели эскизы очень разные, но при этом потрясающие, дополняющие друг друга, складывающиеся в итоге в живую и яркую картину действительности и оставляющие после себя ощущение некой удивительной гармонии. Выбрать лучший оказалось непросто, но, как отметил сам победитель, каждый акцентирует внимание на том, что актуально лично для него, на том, что здесь и сейчас получило наибольший отклик в душе.
Так, авантюрный, яркий и музыкальный «Танго на двоих» сменился «Путником», потрясающе реалистичным, погружающим зрителя в самые потаенные, подчас страшные глубины одинокой, болезненноживой человеческой души. «Призраки» же, по мнению Екатерины Гусаровой, стали «подлинным гимном любви женщины к своему мужчине».
– С одной стороны, мы увидели нечто удивительное в плане режиссерской работы, с другой – на мой личный взгляд, именно этот эскиз стал изящным напоминанием каждой женщине о том, какое это счастье – вот так трепетно, нежно и преданно любить своего мужчину, – поделилась она. – Полагаю, во многом такой эффект был достигнуть благодаря тому, что на сцене мы увидели Антона в партнерстве с его супругой, Ольгой (Форопоновой. – Прим. ред). Это тот случай, когда человеческие отношения украсили постановку, помогли ей заиграть новыми красками.
Владимир Хрущев выразил надежду, что подобные фестивали станут доброй традицией для ОГАТ им. И.С. Тургенева. Формат театральной лаборатории не только погружает зрителя в подлинный, скрытый, как правило, от зрительских глаз театр. Он учит любителей театрального искусства мыслить шире, рассматривать увиденное под новым углом и относиться к собственному восприятию с ноткой иронии, понимать, что, с одной стороны, личные впечатления во многом есть отражение собственного внутреннего мира. С другой же – ни одна точка зрения не может считаться единственно верной, но при этом каждая из них имеет право на существование и обсуждение.
Прошедший фестиваль предварял открытие нового, 208го театрального сезона, намеченное на 1 октября, и стал своего рода обещанием зрителю, что сезон этот будет ярким, насыщенным и однозначно запоминающимся.
Анастасия Извекова