Важная идеологическая новость месяца – это анонс вице-премьера Дениса Мантурова: пора готовиться к частичной отмене параллельного импорта. Механизм, который позволяет ввозить товары на территорию РФ без согласия правообладателя был легализован весной, как ответ на санкции и незаконный разрыв экономических связей недружественными компаниями.
По словам Мантурова, инициатива позволила сбалансировать рынок, однако она не навсегда, поскольку это временное решение. Ключевой недостаток в целом правильной затеи с параллельным импортом – это изначальная хаотичность и безадресность процесса.
Во-первых, серый ввоз продукции из-за рубежа обязательно должен быть дозированным. Параллельный импорт не может отрегулировать сам себя только за счет слепого рыночного спроса. Чтобы дозировать, надо хорошо понимать возможности собственной промышленности, и ее реальные потребности буквально посуточно.
Во-вторых, параллельный импорт опрометчиво вводить, не определив статус интеллектуальной собственности, не разобравшись с вопросами патентного права, и с перспективами легального присвоения интеллектуальной собственности недружественных компаний; с требованиями локализации наукоемкой доли производства импортной продукции.
Параллельный импорт невозможно использовать в целях развития страны, не имея самодостаточной национально-ориентированной системы промышленных стандартов. Стандарты – это система требований государства к корпорациям и промышленному бизнесу, то есть, ко всем субъектам экономической деятельности, которые обладают средствами производства. В РФ эта единая и обязательная для исполнения единая система стандартов отсутствует.
Предшественник Дениса Мантурова, вице-премьер Юрий Борисов поручал начать работу над созданием такой системы еще в 2021 году, очень хорошо понимая глобальные вызовы, стоящие перед страной. Однако, система до сих пор не сформирована, и суверенной стандартизации в полном смысле этого слова, в стране нет, несмотря на существование Росстандарта. Ее разработка велась не официальным государственным институтом, а частным отраслевым объединением промышленников.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Головиной Татьяны, предложенный ими сценарий не отвечает требованиям технологического суверенитета. Российской промышленности вместо суверенной системы стандартов предложили строить нечто невразумительно похожее на германскую Индустрию 4.0.
Сегодня Россия была вынуждена легализовать параллельный импорт, в первую очередь, чтобы покрыть товарные дефициты по уязвимым позициям. Однако без жестких фильтров и контроля ценообразования со стороны государства «параллельный импорт» – это тот же импорт, но втридорога. Чтобы использовать этот инструмент, требуется системное видение рынка и расчет его потребностей с одновременным пониманием потенциала собственной промышленной базы. Такие выводы можно сделать только на основе больших данных. А он могут быть только у государства.