Ждать ли орловцам модернизации электротранспорта?
Федеральные власти обсуждают финансирование новой программы по развитию электротранспорта в городах России. Для Орла это реальный шанс, так как пока долги трамвайнотроллейбусного предприятия не дают ему развиваться.
Проблемы накапливались годами
Орловские трамваи и троллейбусы – это фишка областной столицы, ее изюминка, уверены многие горожане. Сокращение этого транспорта на улицах Орла люди восприняли критически, даже организовали подписание петиции. Говорят о сложностях и сотрудники трамвайно-троллейбусного предприятия (ТТП). Городские власти этого не отрицают и признают честно: проблемы есть, и их можно и нужно решать.
За прошедшие 30 лет количество подвижного состава – трамваев и троллейбусов – не только в Орле, но и в целом в России уменьшилось почти вдвое. Средний возраст электротранспорта – 20 лет. Многие отработали свое и их надо менять, но на что?
Выступавший в начале октября на парламентских слушаниях в Госдуме министр транспорта Виталий Савельев отметил, что в год в России выпускается всего порядка 200 троллейбусов. На всю страну этого, конечно, недостаточно.
Еще один проблемный момент – изношенность контактных сетей и рельсов. Если новые трамваи станут ездить по раздолбанным путям, это не изменит картины, не улучшит качество жизни и быстро приведет в негодность самый новый подвижной состав.
Для обновления трамваев и троллейбусов в регионах нужно порядка 500 млрд рублей, заявили в Госдуме. Разработку новой программы поддержал Минтранс.
Отметим, что правительство ведет работу по комплексному реформированию городского электрического транспорта с лета прошлого года. В декабре Михаил Мишустин подписал постановление, в рамках которого у регионов появилась возможность получать на это бюджетные кредиты.
Также свои предложения по модернизации сетей электротранспорта готовит и Совет Федерации, а его председатель Валентина Матвиенко лично курирует обновление трамвая в Таганроге.
Без долгов
Сегодня, несмотря на трудности, троллейбусы и трамваи продолжают обслуживание орловских городских маршрутов.
В ближайшее время орловское ТТП получит поддержку в размере 100 млн рублей от региональных властей, сообщил мэр города Юрий Парахин.
Он пояснил, что выделенных средств хватит на разблокировку счетов, так как задолженность предприятия на данный момент составляет около 85 млн рублей. Большая часть – за электричество. Также эти деньги будут направлены на налоги за первое полугодие 2022 года, лизинговые платежи.
– Друзья, подчеркну: наша цель – увеличение доли ТТП на рынке и порядок на предприятии, – отметил мэр.
Добавим, что это уже второй транш от регионального правительства, направленный ТТП. С начала года компании было выделено 208,1 млн рублей. При этом экономическая ситуация на МУП ТТП остается нестабильной.
Помогут кредиты
В этом году благодаря инфраструктурному бюджетному кредиту стала возможна модернизация подвижного состава ТТП. Получено одобрение из Правительства РФ на выделение 823,8 млн рублей на приобретение автобусов большой пассажировместимости. 28 новых ЛиАЗов прибудут в Орел совсем скоро.
– На каких маршрутах будут работать – самый часто задаваемый вопрос. ЛиАЗы будут ходить по тем маршрутам, где это прописано в контрактах: на 16м и 48м. Также многие жители просят о больших автобусах на маршруте 9. За счет выпуска ЛиАЗов транспортная напряженность в отдельных районах снимется, – рассказал начальник управления транспорта Орла Вадим Ничипоров.
Вместе с этим в правительстве Орловской области намерены возрождать и городской электротранспорт. Об этом было заявлено в ходе заседания комитета областного Совета по промышленности и ЖКХ. Предметно заняться этим вопросом собираются после реконструкции Красного моста. Как заявил и.о. главы регдепартамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Евгений Литвяков, трамваи и троллейбусы на городские улицы будут возвращать по спецпрограммам.
Анна Иванова