2022 год стал периодом глобальной трансформации российской индустрии информационных технологий, которая вынуждена постоянно адаптироваться к меняющимся реалиям.
Состояние турбулентности ИТ-рынка, обусловленное влиянием внешних и внутренних факторов (пандемия коронавируса, санкционные ограничения, приостановка и прекращение работы зарубежных вендоров, а также связанная с этим релокация ИТ-кадров) еще в большей степени актуализировало главный тренд развития отрасли информационных технологий – импортозамещение.
Стремительный рост спроса на российское программное обеспечение стал, своего рода, вызовом для отечественных ИТ-компаний и стимулом к разработке конкурентоспособных импортонезависимых ИТ-решений. При этом ключевой проблемой отрасли по-прежнему остается острый дефицит квалифицированных ИТ-специалистов. Государство принимает меры для решения проблемы кадрового голода: увеличение количества бюджетных мест по ИТ-направлениям, развитие и финансирование образовательных проектов по получению востребованных специальностей, предоставление грантов на отечественные разработки, введение льготной ставки по кредитам как для аккредитованных организаций, так и для их сотрудников на улучшение жилищных условий, предоставление отсрочки от военной службы и брони в рамках проводимой мобилизации.
Летом 2022 года Минтруд РФ утвердил обновленные профессиональные стандарты по трем специальностям («Программист», «Специалист по информационным ресурсам» и «Руководитель разработки программного обеспечения»), уточнив формулировки трудовых функций и актуализировав требования к уровням квалификации специалистов.
Профессиональное сообщество отнеслось к предложенным в новых версиях стандартов изменениям неоднозначно, восприняв их как попытку ведомства снизить порог входа в ИТ-профессию в целях улучшения ситуации на рынке труда. В частности, разработчику программного обеспечения в соответствии с новой версией стандарта Программист достаточно иметь среднее специальное образование, наличие высшего образования необходимо специалистам, выполняющим функции, связанные с разработкой требований и проектированием программного обеспечения.
В прежних версиях стандартов выпускники СПО должны были проходить дополнительно повышение квалификации. Кроме того, значительно снижены требования по наличию практического опыта работы к претендентам на соответствующие должности. Так, инженер-программист должен иметь опыт не менее года (ранее – не меньше трех лет), претендентам на должность руководителя с дипломом бакалавра необходим опыт не менее трех лет, с дипломом магистра срок сокращен до года.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Савиной, принятые стандарты не в полной мере учитывают специфику ИТ-отрасли и высокий уровень динамизма информационно-технологического развития.
Во-первых, следует отметить несоответствие скорости обновления ИТ-технологий и периодичности актуализации профстандартов (например, изменения в стандарт Программист внесены впервые с 2013 г.).
Во-вторых, применение профессиональных стандартов является обязательным для сотрудников государственных учреждений, в коммерческом секторе ИТ-отрасли они используются, как правило, в качестве ориентира при составлении должностных инструкций. Большинство указанных в стандартах требований к функциям специалистов дублируют содержание прежнего стандарта и не позволяют оценить наличие у претендента на ту или иную должность действительно актуальных для практики навыков. Поэтому рекрутинг в коммерческом секторе ИТ-сферы по-прежнему вынужден в большей степени ориентироваться на портфолио соискателя.
В-третьих, профессиональный стандарт служит основой для разработки образовательных программ подготовки ИТ-специалистов на базе высших учебных заведений. В связи с этим важно, чтобы сформулированные трудовые функции отражали именно актуальные требования рынка труда и передовые технологические тренды ИТ-сферы.
Такой подход позволит обеспечить качественную подготовку компетентных специалистов высокого уровня квалификации, имеющих полноценное базовое образование и способных решить проблему кадрового голода в ИТ-отрасли.