За последние время все чаще вместо живых людей звонки из банков совершают роботы, а взять кредит или открыть счет можно, не обращаясь в отделение банка. Мобильные приложения, роботы и чат-боты все чаще заменяют людей. Да и сами банки для привлечения все большего количества клиентов используют инновационные банковские продукты и услуги, так, например:
- Банки активно наращивают базы клиентов, передавших биометрические данные, и предоставляют им особые условия обслуживания (больший лимит на снятие наличных, ниже ставка по кредитам и т.д.).
- Представление детализации затрат по категориям в виде выписки в формате excel, отражая отдельно онлайн- или офлайн-покупки.
- Оплата счета по команде через голосового помощника.
- Возможность использования цифрового рубля, что создает стимулы для развития платежных инноваций, приводит к снижению издержек для потребителей и усиливает конкуренцию российских банков и т.д.
Кроме того, меняется роль и банковского офиса. В инновационном офисе «Сбера» подключили биометрию и отказались от привычных стоек и касс. Общение с клиентами теперь за круглыми столиками, как в кофейне. А, Phygital-офис «Альфы» распознает лица клиентов-посетителей и сразу передает всю информацию о них сотрудникам банка. В офисе нет бумажных носителей и фиксированных рабочих мест.
Исходя из этого, по оценкам специалистов треть рабочих мест в банковском секторе исчезнет до конца следующего десятилетия.
Как считает эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доцент Светлана Орлова, уже сейчас можно назвать профессии – будущего банковской сферы, которые при дальнейшем быстром развитии цифровых технологий и инноваций, будут востребованы в данной отрасли. К таким профессиям следует отнести: специалист по аналитике данных (предоставляет информацию о том, когда, почему и как клиенты пользуются банковскими продуктами); разработчик приложений для интерактивного общения с пользователем (должен проводит исследования какие продукты нужны клиентам и в каких ситуациях); психолог-когнитивист (должен понять потребителей и предсказать, насколько важными и значимыми будут для них те или иные банковские продукты); специалист по алгоритмам оценки рисков (должен оценивать риски на основе сложных формул в режиме реального времени).
Поэтому, в настоящее время нужно работать над повышением цифровой грамотности, быть готовым постоянно самосовершенствоваться и адаптироваться под быстро меняющийся мир.