Такими в конце первого учебного месяца чувствуют себя первоклассники лицея № 32
Какие уроки можно извлечь из прошедших школьных недель, как помочь тем детям, которые еще не адаптировались, – об этом беседа с учителем высшей категории, заместителем директора по учебновоспитательной работе лицея № 32, руководителем городского методического объединения учителей начальных классов Еленой Водяшкиной.
– Елена Викторовна, вы в который раз – «в первый класс»?
– За 21 год работы это мой седьмой набор. И в очередной раз не перестаю удивляться тому, какой это сложный, интересный и многообразный мир – наши дети! Они отличаются даже от тех, кто сегодня в пятом классе – совершенно иной уровень информированности, свободы, активности. Несмотря на серьезный стресс, которым сопровождается начало нового этапа в их жизни, мои ученики довольно легко и быстро адаптировались в новых условиях, уже готовы работать в парах и совсем скоро в группах.
– Наверное, в такой легкой адаптации признаются далеко не все ваши коллеги и – во всяком случае – не все родители. Как они могут помочь ребенку быстрее и без моральных издержек освоиться в новых условиях и воспринимать новый этап жизни как долгое, но увлекательное путешествие за знаниями?
– Со своей стороны школа делает все необходимое, чтобы не перегрузить ребенка. Три урока за партами длятся по 35 минут, внутри которых делаются и динамические паузы. Четвертый урок – это прогулки, подвижные игры, физкультура. Я в своей практике отказалась от домашних заданий, по крайней мере, в первом полугодии: мы все успеваем в ходе урока, хотя и учимся по усложненной программе. Не ставлю и оценок – это может вызвать у ребенка нежелательные эмоции.
– Как же показать, что вы одобряете его старание на уроке, его усидчивость, активность во время опроса?
– У каждого учителя свой арсенал поощрений и наказаний, и современные дети чутко реагируют не только на слова, но и на жесты, интонацию. Одному, особенно если это стеснительный ребенок, хватает одобрительного взгляда, другого достаточно похвалить словом «молодец!» или «умница!», тетрадь третьего можно показать всему классу. В этом деле нужен индивидуальный подход, главное, чтобы и поощрение, и укоризна были справедливыми.
Что касается помощи семьи, то в беседах с родителями я чаще всего прошу: не старайтесь с первых дней сделать из ребенка вундеркинда, принимайте его таким, какой он есть. Поэтому не расстраивайтесь сами и не напрягайте ребенка, если у него не сразу все получается. Например, не стоит добиваться от него эталонного написания букв в прописи – все равно к четвертому классу почерк у ребенка изменится. Хотите «поставить» ему руку и укрепить кисть – путь он дома много рисует, раскрашивает, обводит контуры, вырезает из бумаги, лепит, собирает пазлы. Старайтесь в разговорах об учебе избегать сравнений – как с одноклассниками, так и со старшими детьми в семье. Всякие сравнения и призывы равняться на лидера могут вызвать в ребенке чувство зависти, а то и недоброжелательности к тому, с кем сравнивают. Еще хуже, если это зародит в нем комплексы, от которых впоследствии трудно будет избавиться.
– А как организовать его послеурочное время, если он не ходит в группу продленного дня?
– Если он еще не отвык от дневного сна, пусть час поспит. Отдыхом может быть и любимое занятие – рисование или чтение, настольная или подвижная игра, недальняя прогулка, велосипед, самокат, ролики. Как правило, многие дети записаны в творческие студии и спортивные секции, поэтому на праздное проведение послеурочных часов у некоторых просто нет времени. Важно и в этом деле не переусердствовать и не лишать ребенка общения с родителями и другими членами семьи. Как бы взрослые ни уставали, нужно находить время для беседы, совместной игры, чтения вслух, если сам он еще не читает. В любом случае родителям следует так организовать послеурочное время ребенка, чтобы учеба не показалась ему с первого класса каторгой.
Правда, при этом стоит неназойливо напоминать, что у него появились обязанности, а его учеба – это такая же ответственная работа, как занятие взрослых. И тогда новые для него слова «надо» и «должен» будут уже с первого класса восприниматься как норма.
– Нужен ли, на ваш взгляд, первокласснику домашний компьютер, планшет, телефон?
– Телефон необходим, но только для связи с родителями, не для игр. Что касается компьютера, согласитесь, сложно представить без него современного школьника, тем более, если он освоил его еще в дошкольном возрасте. Компьютер – удобный источник информации, хотя я предпочитаю книгу: искать придется дольше, но и запомнится крепче. Если компьютер для игр, то не более получаса в день. Это при том, что они еще смотрят и телевизор. От современных мультиков никуда не деться, но рекомендую родителям хотя бы на ночь смотреть вместе с ребенком чтото спокойное, без вампиров и монстров, и не позднее девяти вечера отправлять его спать. Компьютер не должен быть местом многочасовой «ссылки» ребенка на время отдыха родителей. В школе много делается для того, чтобы ребенок избежал сколиоза и ухудшения зрения. Нужно, чтобы за сохранением здоровья ребенка, в том числе и его нервной системы, следили и родители.
– Ожидая вас, заметила, что встречающие первоклассников взрослые сразу же забирают у них рюкзаки и пакеты со сменной обувью…
– Да, несмотря на то, что в первом классе тонкие учебники и тетради, многие родители предпочли купить рюкзак «на вырост», тяжелый сам по себе. Это понятно: хороший рюкзак стоит недешево, и семье накладно покупать его каждый год. В таком случае я прошу родителей не заниматься гиперопекой и хотя бы часть пути к дому или школе позволить ребенку нести его. Так же, как рекомендую не заполнять за ребенка прописи, не выполнять его работу в альбоме для рисования, не собирать вместо него гербарий. Он должен постепенно научиться все делать сам. Пусть не так идеально, как взрослые, но сам. Поверьте, самостоятельность, умение принимать решения и отвечать за свои поступки закладываются именно в этом возрасте. Ребенок с такими качествами – гордость родителей и награда учителю.
Записала Валентина Новошинская