В завершение года ОГАТ им. И.С. Тургенева представил премьеру сказки «Спящая красавица» (6+).
Особый взгляд
Режиссер спектакля Нелли Галченко подчеркивает, что 23 декабря маленькие и большие зрители увидели в театре не просто хорошо знакомую классику, а историю, в которую всей постановочной группой было вложено очень много.
– Мы не стали далеко отходить от известного, вероятно, всем сюжета, но дополнили его собственным философским осмыслением, – рассказывает она. – В частности, главная героиня нашего спектакля – вовсе не Спящая Красавица. В центре сюжета борьба, разворачивающаяся между Черной и Белой Феями, которую мы постарались наглядно показать через аллегорию с шахматной партией. Этот принципиальный спор между двумя красивыми, эффектными, очень современными и в то же время сказочными женщинами, может стать отдельной изюминкой спектакля. Каким он получился в целом – об этом будут судить только зрители.
Невзирая на то, что Принц и Принцесса в этот раз оказались не в центре сюжета в привычном понимании, Нелли Галченко и артисты театра постарались сделать их особенными, понятными и запоминающимися.
– Откровенно говоря, Принцесса и Принц – всегда персонажи немножечко шаблонные, предсказуемые, словом, сказочные, – продолжает режиссер. – Тем не менее мы хотели, чтобы они получились живыми, такими же людьми, как мы с вами, понятными, вызывающими искреннее сопереживание. Такими, чтобы наши взрослые зрители могли при определенных обстоятельствах узнать в них себя.
Личное и сказочное
Молодой актер Александр Аксиненко, сыгравший в «Спящей красавице» принца Филиппа, отмечает, что для него работа над ролью сказочного героя оказалась не просто интересной, а превратилась в подлинный глубокий анализ себя.
– Для меня это первый опыт в роли Принца, и мне, конечно же, было интересно поискать в себе эти черты, осознать и узнать о себе нечто новое, – делится он. – Еще одним существенным фактором стала наша с Филиппом разница в возрасте. Я старше, чем мой герой по сюжету, и воплощение его образа потребовало от меня нового погружения в те чувства, силу эмоций, которая присуща юноше в 17 лет. С одной стороны, мне пришлось вспомнить себя. С другой – осмыслить то мировоззрение совершенно поновому.
Солидарна с Александром и Инна Севостьянова, создавшая на сцене Черную Перри.
– На мой взгляд, отрицательные персонажи – это самые интересные, самые сочные, самые богатые образы, – говорит она. – Как правило, у них, и моя героиня тут не исключение, есть настоящий жизненный путь: непростой, интересный, связанный с глубокими переживаниями и сильными искренними чувствами. Черная Перри на глазах у зрителя проходит этой дорогой: мы видим, с чего началась ее злоба, понимаем ее мотивы, видим, как она делает свой выбор между ненавистью и счастьем.
Создать героя, чье мировоззрение, характер, ход мыслей будут понятны и близки зрителю – работа не из простых, и требует она не только времени, но и, очевидно, глубокого понимания человеческой натуры, знания людей и вместе с тем умения относиться к ним с пониманием и любовью.
– Я слишком люблю свою работу, чтобы сказать, что в какието моменты мне было сложно ее делать, – делится Нелли Галченко. – Сам процесс доставляет мне огромное удовольствие. Мы поставили на сцене красивую сказку. Надеюсь, вместе с тем нам удалось взглянуть на нее в новом ракурсе. По крайней мере, мы к этому стремились.
Гамма чувств
Если спросить себя, о чем же «Спящая красавица», ответ для большинства людей будет примерно одинаковым: о любви, верности, чести, о вознагражденной смелости, а еще о том, что всегда найдется ктото, от чистого сердца желающий помочь хорошему человеку.
История, поставленная Нелли Галченко, получилась не только о любви, но и о доверии, о заботе, о семье. О том, что любовь – это не просто абстрактное «прекрасное и возвышенное чувство», а огромная сила, способная менять образ жизни и умы людей, преображать их в течение поразительно короткого времени.
Зрители видят сказку, для героев которой слова «честь» и «достоинство» не пустой звук.
«Спящая красавица» ненавязчиво учит маленьких зрителей и напоминает взрослым о том, что вовсе необязательно быть самым умным, самым сильным, самым успешным, чтобы искренне порадоваться чужому счастью.
Спектакль ярко, точно, и при этом подоброму повествует о том, что человеческие чувства бывают очень разными. Более того, те, кто кажутся нам сверхлюдьми, почти богами, мудрыми и обладающими огромной силой, на самом деле подвержены тем же страстям и сомнениями, что и все мы.
Герои любят и страдают, предпринимают храбрые попытки исправить сложившуюся по чужой злой воле ситуацию и задаются вечными вопросами: где тонкая грань между гордыней и достоинством, между покорностью и готовностью сделать шаг навстречу близкому человеку?
Они диаметрально расходятся во взглядах на людей и жизнь, спорят, отстаивая свое право на эти взгляды и не желая уступать. Однако конфликтуют при этом цивилизованно. Признавая за оппонентом право на противоположную точку зрения, свою они отстаивают делом.
«Спящая красавица» стала такой нужной многим историей о том, что потребность в тепле, близости, любви и доверии – это естественное желание каждого живого существа, и сопротивляться ему просто не имеет смысла.
Анастасия Извекова