По статистике, Старый Новый год в ночь на 14 января отмечают около половины россиян. О своем восприятии этого праздника и связанных с ним традициях рассказала актриса ОГАТ им. И.С. Тургенева Марианна Иванова.
Немного истории
Сегодня многим молодым людям праздник Старый Новый год кажется странным, между тем отмечают его в нашей стране уже более ста лет.
Царская Россия жила по юлианскому календарю, в то время как Европа — по григорианскому, созданному в XVI веке с учетом всех новейших на тот момент знаний об устройстве мира. Разница в летоисчислении составляла 13 дней.
В феврале 1918 года большевистское правительство приняло решение об изменении календаря, и в соответствии с нововведениями Новый год в России стали отмечать раньше. Однако прежняя дата не была забыта в народе, и праздник получил название Старый Новый год.
Дарить радость
Марианна Иванова вспоминает, что традиция празднования Старого Нового года в ее семье хранилась поколениями.
– Для меня это такой же Новый год, но еще раз, – рассказывает она. – Он сопровождается тем же настроением, теми же атрибутами, наделен тем же смыслом. Сегодня он, конечно, воспринимается людьми уже не так, и вероятно, эти перемены неизбежны, ведь теперь у нас появился широкий выбор развлечений, стало больше возможностей для праздника. Когда-то все было иначе. В частности, в Старый Новый год по телевизору повторяли все новогодние программы, и это было возможностью отпраздновать еще раз.
Однако, как бы ни менялись времена, ценности и общественные настроения, семейный праздник для Марианны был и остается больше, чем совместным с близкими застольем и развлечениями.
– Для меня это двойной праздник, потому что 14 января – день рождения моей мамы, – делится она. – Я помню, как еще в моем детстве и юности мама спрашивала всех членов семьи и гостей, что они хотели бы видеть на новогоднем столе, и готовила в соответствии с этими пожеланиями. Сегодня так делаю я, и в этом есть особая прелесть: представляя, кого и чем порадовать, готовиться к празднику, его предвкушать.
Разделять радость, тепло и надежду не только с самыми близкими, но и со случайными людьми – еще одна добрая традиция Марианны Ивановой.
– Я очень люблю образ Снегурочки, для меня он один из самых теплых, искренних и светлых, – продолжает она. – Я была Снегурочкой много лет, сначала в паре со своим мужем, потом с сыном. Как и многие артисты, мы работали на вызовах домой и всегда строили свои маршруты так, чтобы от заказа к заказу ходить пешком. Всегда брали с собой мешок с конфетами, чтобы поздравлять на улицах детей и взрослых, угощать их и фотографироваться с ними. Если нужно было пользоваться общественным транспортом, мы никогда не ехали молча, всегда поздравляли пассажиров. Всякий раз это было потрясающе! Сегодня я уже, конечно, не Снегурочка, но у меня остался невероятно красивый костюм, в создание которого я вложила душу. Я подарила его своей младшей подруге Наде, и теперь она вместе с моим сыном продолжает эту традицию.
Сцена лечит
Сегодня Марианна Иванова активно занята в театре, она ставит спектакли и играет в них, участвует в большом праздничном концерте «Здравствуй, Старый Новый год» (6+), подготовленном артистами ОГАТ им. И.С. Тургенева и Орловским губернаторским симфоническим оркестром и намеченном на 14 января.
– Во время первой репетиции у меня слезы навернулись на глаза от того, насколько это оказалось захватывающе и грандиозно – петь с симфоническим оркестром, – рассказывает артистка. – Я особенно довольна тем, что буду петь «Арлекино» Аллы Пугачевой. Это песня о лицедействе, о многом, что важно для артиста.
Жизнь сложилась так, что почти на 10 лет Марианна Иванова осталась без театра.
– Я занималась творческой работой, но не выходила на сцену. Да, в определенном смысле некоторые репертуарные возможности упущены, но я нисколько об этом не жалею, потому что вернулась в театр с огромным багажом переживаний и смыслов, которыми могу и хочу поделиться, – продолжает она. – Возможно, вы слышали такое выражение: «Сцена лечит». Это правда. Сцена – это возможность для катарсиса, который нужен не только самому артисту, но и людям, сидящим в зале. В тот период, когда я не служила в театре, мне часто снился один и тот же сон о том, как я выхожу из гримерки, но не вижу выхода на сцену. С тех пор как театр вернулся в мою жизнь, сон перестал меня преследовать, и я очень благодарна судьбе за то, что смогла вернуться в театр человеком, которому есть о чем рассказать.
В конце января Марианна Иванова планирует представить на сцене ОГАТ им. И.С. Тургенева юбилейную программу «Зажгите свечи» (12+), приуроченную к ее 55летию.
– Раздумывая о том, что хотела бы рассказать зрителю, я отметила интересный парадокс: все вроде бы не о любви, но в то же время, только о ней. Возможно, не о любви романтической, но глубокой и подлинной, – делится Марианна. – К счастью, я делаю это с командой людей, которым понятно то, о чем я хотела бы говорить. 55 – прекрасный возраст. Оглядываясь назад, я понимаю, что если бы 17летняя Марианна, собравшаяся стать артисткой, увидела мой опыт, она бы воскликнула: «Все не так, как я себе представляла!». Сейчас же я счастлива оттого, что все в моей жизни сложилось наилучшим образом.
Анастасия Извекова