Декабрь 1912 года в Орле выдался морозным. Снега выпало достаточно. 9 декабря по инициативе гимнастического общества прошла первая массовая лыжная прогулка, стартовавшая с кадетского плаца. По улицам с афишами, наклеенными на доску, расхаживали учащиеся, одетые в фантастические красно-зеленые костюмы и головные уборы. Город находился в предпраздничном ожидании.
Стояла вторая половина декабря. Григорий Иванович Горностаев уже второй год исполнял обязанности городского головы, которые не оставляли времени на ведение купеческих дел, обустройство своих торговых заведений и заботу о семье. На его столе лежал вчерашний номер «Орловского вестника» с очередной публикацией о войне на Балканах, в которой сообщалось, что в составе 16го пехотного сербского полка имени «Царя Николая II» воевали русские добровольцы, среди которых орловский помещикархеолог В.Р. Апухтин. В это время мимо окна с шумом пробежали закутанные в шарфы гимназисты с ранцами за спиной, стужа им была нипочем. Они напомнили Григорию Ивановичу о близких, ожидавших его дома. «Праздники не за горами, а подарки не куплены, – размышлял он. – Надо бы отправить гостинец и родственникам в Калугу». Стряхнув с себя задумчивость, он продолжил просматривать журналы заседаний управы и доклады ее. На днях управа возбудила ходатайство перед губернским земским собранием о выдаче городу пособия на содержание училищ и выдаче ранее обычного жалованья педагогам в связи с Рождественскими праздниками. В стадии разработки находился проект постройки казарм для Можайского полка. Насущным оставался вопрос оказания помощи беднякам. В этом году члены городской управы решили отказаться от выдачи пособий к Рождеству и обратились с просьбой принять на себя этот труд в орловское благотворительное общество и дом трудолюбия. На эти цели управа выделила 30 рублей благотворительному обществу, опекавшему 30 бедных жителей, и 200 рублей – дому трудолюбия, на попечении которого находилось более двухсот нищенствующих горожан. К тому же необходимо было озаботиться устройством предновогоднего базара в Городской думе, где пройдет распродажа работ бедных женщин. Из материала, приобретенного «Бюро рукоделия для бедных» при Мариинском приюте, мастерицы изготовили простые русские рубашки, шаровары, кальсоны, кофты, юбки и другую одежду, которые можно было купить по низкой цене.
За окном совсем стемнело. Григорий Иванович поднялся изза стола, ему предстояло еще посетить Купеческое собрание, обосновавшееся с недавних пор в доме подрядчика Левакова на Болховской улице. Закутавшись в енотовую шубу, он вышел из управы и направился в сторону Александровского моста. Перед ним открывался чудесный зимний вид на Болховскую улицу, по которой непрерывно двигались экипажи и сани торговцев, обгоняемые заледеневшими трамваями.
На фасадах тянувшихся вереницей домов были расклеены афиши и объявления о предстоящих празднествах в Орле. В городском зимнем театре шли спектакли труппы Крамолова «Аромат греха», «Разрушение Помпеи», «Смерть Иоанна Грозного», сенсационная новинка «Заложники жизни». В Большом Парижском электротеатре демонстрировалась картина «Дама от Максима», в театре Гранд-Электро (на Болховской улице в доме Веревитина) – новая серия русских и зарубежных картин: комедия «Приятная ошибка», драмы «Ирония судьбы», «Дочь конокрада», «Месть принца».
Одна из висевших на заборе афиш сообщала о предстоящем 30 декабря концерте в Дворянском собрании известного баритона Н.А. Шевелева и пианиста Н.А. Орлова. А на днях в Доме дворянства отгремел новогодний концерт-бал с «живыми картинами», оркестром балалаечников и табором цыган. Средства, собранные на празднике, пошли в пользу Мариинского приюта.
На входе в универсальный магазин В.Д. Кашкина висела большая афиша о проведении 19 декабря в зале Алексеевской гимназии 2го симфонического концерта, устраиваемого Орловским отделением Императорского русского музыкального общества. В его программе главное место отведено произведениям земляка-орловца В.С. Калинникова.
Студенты орловского землячества при московском университете «в пользу своих недостаточных членов» решили устроить вечеринку 27 декабря в Купеческом собрании, куда направлялся Григорий Иванович.
У дома Левакова его поджидали купцы Гумбин и Чикин. Они втроем поднялись на второй этаж: в фойе толпилась публика, буфет и комнаты для игры в карты и биллиард были переполнены…
Уже было за полночь, когда Григорий Иванович покинул Купеческое собрание. Метель к этому времени успокоилась, небо прояснилось. Все небо было усыпано звездами, одна из которых стала медленно падать у него на глазах. «К добру», – подумал он, улыбнувшись. Один из извозчиков, стоявших неподалеку, подъехал к подъезду. Григорий Иванович помолодецки прыгнул в повозку. Она быстро понесла его по затихшему городу мимо Городской думы и торговых рядов к Мариинскому мосту… В его двухэтажном каменном особняке на Московской улице горел свет, его ждали.
*Орловский купец И.Г. Горностаев – исполняющий обязанности Орловского городского головы с 7 сентября 1911 г. по апрель 1913 г. Избран городским головой 1 апреля 1913 г., отказался от должности в ноябре того же года.
Лариса Кондакова