Проблема межрегиональной дифференциации регионов в современной России стоит достаточно остро. Различия в почвенно-климатических условиях, ресурсном потенциале, уровне промышленного развития, плотности населения, экспортных возможностей объективно обусловливают необходимость государственного регулирования пространственного развития страны. Отсутствие должного внимания чревато усилением центробежных сил и социального напряжения в обществе, исходом населения из депрессивных регионов с утратой контроля над значительной частью российской территории.
Поэтому в качестве одной из важнейших задач Повестки стратегического развития России Президент РФ Владимир Путин обозначил опережающее развитие инфраструктуры, способствующей формированию благоприятного делового климата в регионах. В немалой степени этому будут способствовать инфраструктурные бюджетные кредиты и облигации, с помощью которых в 2022 году субъектами Федерации будет привлечено более 300 млрд. руб.
Эксперт кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления – филиала РАНХИГС Ольга Попова отметила, что запущенный механизм инфраструктурных бюджетных кредитов и облигаций является перспективным механизмом нивелирования межрегиональной дифференциации в уровне развития регионов. В 2022 г. 500 млрд. руб. инфраструктурных кредитов было распределено между регионами пропорционально численности населения в конкретных субъектах Федерации. В рамках выделенных средств регионы могли профинансировать наиболее крупные и важные для своей территории инфраструктурные проекты. В 2023 году Президент предложил увеличить общероссийский лимит еще на 250 млрд. руб. и предоставлять эти средства на основе открытого конкурса на основе наибольшего социально-экономического эффекта.
Механизм инфраструктурных облигаций был запущен Правительством РФ в 2021 г. для финансового обеспечения программ комплексного развития территорий. В настоящее время перечень проектов, под которые могут быть выпушены облигации, расширен и объем средств, привлеченных за счет их эмиссии, достиг 150 млрд. руб.
По мнению Президента, в ближайшее время эта сумма может быть удвоена.
Безусловно, инфраструктурные бюджетные кредиты и облигации являются важным и перспективным источником финансирования программ комплексного развития регионов. Однако существует проблема дифференциации в качестве регионального управления. В этой связи, средства, выделенные под проект (программу) в один субъект Федерации при невыполнении графиков и смет могут быть перенаправлены в субъект с активным (эффективным) региональным менеджментом. Кроме того, существует контраст в уровне противодействия коррупции в разрезе территорий страны. Поэтому, представляется целесообразным усилить контроль за эффективностью региональных губернаторов и их команд. Их пассивность в сфере привлечения и освоения средств в развитие инфраструктуры может привести к деградации региона.
В рамках повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных облигаций целесообразно акцентировать внимание на физических лицах как потенциальных инвесторов (освобождение купонного дохода по государственным облигациям или облигациям с госгарантиями от НДФЛ, оформление налогового вычета по средствам, вложенным в эти облигации при их размещении, если инвестор будет владеть ими не менее 3 лет (без оформления ИИС) и т.д.).