В 2021-2022 гг. активизировалась деятельность руководства страны в области совершенствования кластерной политики в целях повышения инновационного потенциала национальной экономики и обеспечения ее устойчивого развития.
В ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума, состоявшегося 17 июня 2022 г., Президент обозначил новые задачи по технологическому развитию страны как сквозному направлению, которое определит не только текущее десятилетие, но и весь XXI век. Для этого необходимо решение ключевых вопросов по созданию комфортных условий для развития промышленных кластеров в части их финансирования, льготного налогообложения и создания механизмов гарантированного долгосрочного спроса на новую инновационную продукцию. Причем, было обращено внимание на то, что поставленные задачи должны быть выполнены до конца текущего года, и с 1 января 2023 г. промышленные кластеры должны начать работать в новых условиях, что будет способствовать повышению инновационного потенциала национальной экономики и обеспечению ее экономического роста.
Перспективность развития кластерной политики подтверждается тем, что за последние десятилетия отмечается значительный рост числа кластеров, создаваемых в различных отраслях промышленности.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС профессора Татьяны Головиной, в сложившихся условиях повышение конкурентоспособности российской промышленности без реализации потенциала инновационной деятельности невозможно. В этом смысле элементы Национальной технологической инициативы (НТИ), как и отдельные направления национальной инновационной системы, встраиваются в расширительное понимание промышленной кластерной политики. Необходимо стимулировать развитие отдельных рынков НТИ на территории отдельных групп регионов в соответствии с географическими, климатическими и экологическими условиями, политическими и экономическими реалиями.
Инновационно-технические и высокотехнологические проекты НТИ должны быть ориентированы на межрегиональное сотрудничество субъектов РФ в социально-экономической сфере через обмен опытом, информационными ресурсами, трудовыми кадрами и технологиями.