Технологический прогресс, как и любое глобальное явление, кроме светлой, имеет и темные стороны. И одна из них – опасность, которую несут интернет-технологии и киберпространство. Причем самыми уязвимыми мишенями для этих рисков являются дети.
Недавно для представителей СМИ «Ростелеком» провел серию вебинаров о киберрисках для детей. Вся информация, которую предоставил журналистам Руслан Юсупов, футуролог, управляющий партнер компании MINDSMIT, основана на большом исследовании, которое провел «Ростелеком» вместе с партнерами.
Риски сегодняшнего дня
– Сегодня дети очень активно пользуются интернетом. На меня производит впечатление такая цифра: 68,3% (!) всех детей в возрасте от трех до шести лет активно пользуются интернетом, – говорит Руслан Юсупов.
– Наше исследование позволило выделить 23 основных риска, которые сегодня несет в себе киберсреда для детей. Все они также были проанализированы и распределены на шесть кластеров. Первый – опасность втягивания детей в криминальные практики, второй – маркетинговое давление и рискованные денежные отношения, третий – личностная атака, психологическое давление, четвертый связан с опасностью использования ребенка для создания цифрового контента, пятый – информационное давление и информация, не предназначенная для детей, шестой – формирование зависимости от интернетсреды, – продолжает эксперт.
Втягивание в криминал
В Сети создаются сообщества и группы, которые пропагандируют деструктивные действия, безнравственные установки, агрессию, насилие. О примерах подобных групп и последствиях их деятельности наверняка многие из нас читали в СМИ и соцсетях.
К этому же кластеру относится продажа запрещенных веществ и предметов. Дети могут являться потребителями или распространителями, причем завлечь их в эту темную нишу проще, чем взрослых.
Сюда же эксперты относят риски, связанные с распространением террористических и радикальных идей, вовлечение в занятия проституцией и пр.
Маркетинг
В Сети дети являются самой доверчивой аудиторией, которой можно продавать много, продавать разное. В том числе и то, что может быть опасно для их физического и нравственного здоровья. Через детей маркетинговые манипуляторы дотягиваются до кошельков их родителей. Тут применяются и грубые, прямолинейные манипуляции, и тонкий психологический расчет, таргетинговые технологии.
В этот кластер рисков включены и прямые мошеннические действия, которые основаны на обмане детей, чтобы получить доступ к кодам, паролям и другой личной информации.
Психоло-гическое насилие, или кибербуллинг
Многие взрослые явно недооценивают опасность психологического насилия в Сети. Ну, подумаешь, ктото когото назвал нехорошим словом, рассуждают некоторые. Однако дети очень тяжело переживают психологическое насилие в Сети, или, как сейчас говорят, кибербуллинг. Есть много примеров, когда это заканчивалось детскими суицидами – дети и подростки не выдерживали оказываемого на них давления.
Кроме того, детям в Сети угрожают различные неадекватные личности с сексуальными и психологическими отклонениями. Это страшный сон каждого родителя, ведь любой пользователь, написавший вашему ребенку, может оказаться одним из них.
Цифровая эксплуатация
Один из видов этой опасности, это так называемый «доксинг». Если совсем просто, то это – слив в Сеть каких-то материалов, чтобы скомпрометировать кого-то, наказать кого-то, навредить кому-то, – продолжает эксперт.
– Это может привести к совершенно драматическим последствиям. Например, когда искали виновных во взрыве на Бостонском марафоне, то пользователи Reddit, одной из крупнейших социальных сетей в мире, решили помочь правительству. Они анализировали информацию в интернете и пришли к выводу, что террористом был Сунил Трипати, который попал на фото марафона. Естественно, родителям юноши и ему самому были направлены тысячи гневных посланий. В итоге Сунил Трипати покончил с собой. А потом выяснилось, что он к взрыву непричастен, – рассказал Руслан Юсупов.
Примерами этого риска могут стать многочисленные случаи публичного размещения в Сети интимных изображений людей или других компрометирующих их материалов. Причем часто эти фотографии или видео сделаны с помощью приложения Дип фейк, то есть фактически подделаны.
В этом кластере риска находится и кража персональных и финансовых данных. Множество интересантов охотятся за этой информацией в Сети, преследуя различные цели.
Не для детей
Этот кластер включает в себя доступ детей к материалам, содержащим насилие или другой шокирующий контент. Такая информация ломает психику ребенка. Каким образом аукнется через семьдесять лет видео с кровавым расстрелом в школе, никто предсказать не сможет. Возможно, подросток возьмет оружие и попробует повторить то, что он видел раньше.
Очень опасно для детей распространение «моды» на всякие экстремальные и опасные занятия. Такие массовые вызовы «на слабо» могут закончиться трагически. Как, например, массовое распространение призывов в Тик-Ток попробовать выпрыгнуть в последний момент с рельсов перед идущим поездом или проглотить капсулу для стирки (реальные примеры объявленных массовых кампаний или, как сейчас говорят, челленджей). После одного такого челленджа с капсулами для стирки в одном из штатов США медицинскую помощь по поводу отравлений пришлось оказывать более чем 10 тысячам маленьких детей.
Зависимость от интернета
– Не секрет, что сегодняшние социальные сети работают на две основные задачи. Первая – удержать наше внимание как можно дольше. Это позволит выполнить вторую главную задачу – продать нам как можно больше рекламы. Поэтому множество маркетинговых инструментов используется для того, чтобы удержать пользователя в ленте. Алгоритм анализирует ваше поведение в Сети и предлагает вам то, что считает актуальным для вас. Если пользователь грустит или, как сейчас говорят, «депрессует», то лента «подсовывает» ему такой же мрачный контент, созвучный с его состоянием. Это раскручивает спираль зависимости и усиливает так называемый «информационный пузырь», сформированный алгоритмами конкретно под этого пользователя, – рассказывает Руслан Юсупов.
Следующий риск касается игровой зависимости. Сами компьютерные игры – это совсем неплохо, они развивают многие позитивные качества человека. Однако когда игра становится зависимостью, человек становится игроманом, у которого в жизни ничего больше не остается, кроме игры. И это реальная проблема сегодня.
Очень схоже с игроманией и такое явление, как избыточное использование интернета. Человек проводит в Сети все больше времени. Намного больше, чем ему реально необходимо, и постепенно становится полностью зависимым от него.
Работают ли запреты
Руслан Юсупов считает, что запреты должны быть разумными. Полные и прямые запреты (например, забрать у ребенка провод от компьютера) не работают. У большинства детей есть на такой случай запасной провод.
– Дети намного более изобретательные и продвинутые, чем думают их родители. Тем более, что в подростковой среде сверстники охотно делятся друг с другом опытом обхода запретов и блокировок, говорит эксперт. К тому же не надо забывать древнюю аксиому про запретный плод, который всегда сладок. Ребенок будет проявлять нездоровый интерес к тому, что ему прямо и немотивированно для него запрещают. Тут надо действовать тоньше, – уверен он.
Руслан Юсупов считает, что намного эффективнее просвещать детей по поводу безопасности в Сети, но в актуальной и доступной для них форме. Говорить с детьми, общаться с ними, интересоваться их жизнью, увлечениями. Речь не идет о скучных нравоучениях, это не работает. Но объяснить ребенку, как помочь бабушке, чтобы она не осталась без пенсии после звонка мошенников, под силу каждому взрослому. Надо доверительно донести до ребенка информацию о том, что незнакомец в Сети может быть опасен, что темная сторона интернета охотится за его личными и семейными данными, за его вниманием, здоровьем, за его жизнью, наконец.
Галина Захарова