Как в Орловской области работает экспертно-криминалистическая служба.
Место преступления оцеплено, по периметру сигнальная лента: посторонним сюда нельзя. Эксперты-криминалисты уже работают, тщательно собирая все возможные улики, которые фактически со стопроцентной точностью помогут установить детали случившегося и личность преступника. Изымаются следы обуви, отпечатки пальцев, биология, любые другие оставленные свидетельства. Так же, как показывают в кино, работа криминалистов важна и незаменима в реальной жизни.
Как устроен Экспертно-криминалистический центр? Как раскрываются «глухари» и можно ли обмануть полиграф? Есть ли шанс стать криминалистом без полицейского образования? На эти и другие вопросы «Орловской городской газеты» ответил начальник ЭКЦ УМВД России по Орловской области Олег Бурцев.
Орловский Экспертно-криминалистический центр состоит из семи отделов. Здесь проводятся как традиционные виды экспертиз, вроде дактилоскопии (исследование отпечатков пальцев. – Прим. авт.), так и специальной направленности. Определить фальшивые деньги, вид наркотиков, состав металла, подлинность подписанных бумаг, стертые с компьютера данные, возраст найденного человеческого скелета – это лишь малая часть того, что могут сотрудники ЭКЦ.
– Сегодня особая роль отведена отделу компьютерно-технических экспертиз. Сейчас это очень востребованное направление, так как кибермошенничество продолжает развиваться, а преступники придумывают все новые способы обмана людей, – отмечает Олег Бурцев.
Если обычные преступники оставляют реальные следы, то кибермошенники оставляют их в виртуальной реальности. Задача экспертов найти их. Извлечь данные из системников, ноутбуков, планшетов или телефонов – не вопрос, даже, если эти данные были удалены. Для этого используется специальное устройство. Кстати, специалисты этого же отдела занимаются исследованием игровых автоматов.
Важное место в деятельности центра занимает лаборатория ДНК. Причем в прямом и переносном смысле: в здании ЭКЦ под нее отдано полкрыла. Лаборатория, функционирующая с 2018 года, оснащена современным мощным и точным оборудованием и оказывает очень серьезную подмогу полиции. С помощью анализов ДНК удается раскрывать преступления прошлых лет и «глухари».
– Есть два вида экспертиз, позволяющих точно установить личность человека. Это дактилоскопия и ДНК. Можно установить родство: мать-сын, отец-сын и так далее. Но наша задача заключается в том, чтобы взять у родственника, например, образец ДНК и сравнить с тем, что нам представили на исследование. В основном, это останки человека, неопознанные трупы. Точность 95%, – рассказывает главный эксперткриминалист Орловщины.
Случается, что при строительных работах на поверхности оказываются человеческие останки. Если удается отобрать материал, то сотрудники лаборатории установят возраст, в котором человек погиб и давность этого. Станет ясно, тело ли это солдата, покоившееся в земле со времен Великой Отечественной войны, или тут имеет место криминальный след.
Есть у орловского ЭКЦ и еще одна интересная лаборатория, где проводится психофизиологическая экспертиза. В народе этот процесс мы называем «пройти полиграф».
– Эта лаборатория располагается отдельно, работает два обученных сотрудника. Направление достаточно проблемное, так как не всегда граждане хотят проходить проверку на полиграфе. Бывает часто, что злодей, совершивший преступление, сначала согласен, а потом отказывается. Нельзя насильно заставить человека сделать это. Вот такая головная боль есть у следствия, – отмечает собеседник.
Зато самим полицейским проходить полиграф приходится. И при устройстве на работу, и при переходе на новую или руководящую должность. Грех было не спросить:
– А можно ли полиграф обмануть?
– Не готов сказать. Если смотреть по фильмам, то, наверное, можно. А как нам об этом узнать? Мы имеем только те данные, которые получили, их и передаем следствию. Дальше их работа установить, где правда, а где ложь, – говорит полицейский.
За год в ЭКЦ проводятся десятки тысяч экспертиз разного вида. Бывают пиковые периоды, например, наплыв образцов паленого алкоголя перед новогодними праздниками. Однако чаще всего это традиционные виды исследований, такие как дактилоскопия или трасология (изучение следов. – Прим. авт.). Справляется с этим огромным объемом работы немногим больше сотни сотрудников. Криминалисты есть в каждом районе области. Интересно, что сейчас наблюдается тенденция к увеличению числа женщин в этой, казалось бы, не женской профессии.
Кстати, если вдруг вы захотите попасть сюда на работу, то знайте: не обязательно заканчивать специализированный вуз, выпускающий полицейских. Химики, почерковеды, взрывотехники – трудятся здесь сотрудники разных профильных специальностей:
– Согласовывает
прием сотрудников федеральный центр. Сперва отправляются документы в Москву, затем сотрудник там проходит обучение, обратно возвращается с допуском к проведению пробных экспертиз. И в дальнейшем, если у федеральных коллег нет замечаний, эксперты уже получают право на деятельность. У нас, например, немало сотрудников, которые заканчивали Орловский госуниверситет.
1 марта экспертыкриминалисты отметили свой профессиональный праздник. Отдыхать некогда: сотрудники ЭКЦ провели его в лабораториях. Ведь эта служба не может останавливаться ни на день, ни на час.
Инга РОМАНОВА