Меняющиеся модели трудовых отношений имеют последствия как для эффективности защиты труда, так и для доступа работников к социальному диалогу и даже к базовому социальному обеспечению. Чем больше социальное обеспечение отделено от занятости, тем больше потребность в государственном обеспечении социальной защиты, финансируемом, среди прочих механизмов, через налоговые системы, которые обеспечивают подотчетность всех участников.
Появление в России законного регулирования института самозанятости породило определенные социальные, экономические и правовые последствия. Статистика последних трех лет демонстрирует стабильный рост числа самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей, оформивший данный статус. Увеличение количества самозанятых граждан по всей стране, несмотря на экономические трудности, говорит об эффективности введенных государством мер поддержки данного института. С точки зрения трудоустройства и обеспечения занятости населения самозанятые самостоятельны в выборе вида и рода деятельности без привлечения третьих лиц, а также вложений со стороны государственных органов, не относятся к категории безработных, претендующих на выплаты пособий. Социальная составляющая существования такого вида института также важна для общества, так как такая категория граждан в большей степени обеспечивает помимо себя и членов своей семьи. Однако, несмотря на господдержку самозанятых, недостаточно проработаны отдельные вопросы, например, касающиеся взаимодействия с другими участниками рынка, может возникнуть проблема оттока трудовой силы из отношений найма в спецрежим по желанию работодателя, которые преследуют цель неуплаты страховых вносов, велика вероятность сокращения внебюджетных фондов из-за необязательности уплачивать страховые взносы самозанятым населением.
В 2022-2023 гг. государство помимо прочего активно субсидирует институт самозанятых, выделяя на поддержку желающих стать такими до 350 000 рублей в качестве стартового капитала. При соблюдении всех условий, выделенную сумму возвращать не придется. Данная инициатива реализуется с помощью заключения социального контракта. По данным министерства труда и социальной защиты РФ на 1-й квартал 2022 г. было заключено 24,5 тыс. соцкантрактов на развитие собственного дела.
По мнению эксперта кафедры гражданского права и общеправовых дисциплин Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Евгении Симоновой, экономико-правовые аспекты развития и становления института самозанятых в Российской Федерации, несомненно, требуют изучения, анализа, подведения итогов на основе уже имеющихся статистических данных. Привлечение специалистов-практиков к совместной работе с представителями власти и ученым сообществом над обсуждением законодательной основы только усилит практическую составляющую данного института, что позволит улучшить экономическое положение отдельных субъектов рассматриваемых отношений и экономику страны в целом.