20 марта артисту орловского театра им. Тургенева Павлу Легкобиту исполнилось 75 лет.
Учить и учиться
Павла Ивановича Легкобита искренне любят все: его студенты, коллеги, зрители. На вопрос о том, в чем же заключается его феномен, знакомые с ним люди отвечают так: «Пообщайтесь с ним 15 минут – и вы сами все поймете!».
Заслуженный артист РФ, ведущий актер Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева, профессор, кавалер Золотого знака Союза театральных деятелей РФ (ВТО), более полувека председатель Орловского регионального отделения СТД РФ – все это Павел Иванович Легкобит. Сам он по этому поводу говорит:
– Ни за какими званиями я никогда не гнался. Более того, я полагаю, что любое из них для артиста является своего рода испытанием, которое нужно пройти, не потеряв себя и не приобретя то, что называют «короной на голове».
Общаться с Павлом Ивановичем в самом деле очень легко и приятно, время в его обществе пролетает незаметно, и не только потому, что он обладает хорошими манерами и умеет держаться с собеседником на равных. В первую очередь Павел Иванович своим визави интересуется искренне, в разговор включается настолько живо, будто именно с вами он долгое время желал поговорить.
– Для меня каждый человек открытие. С людьми вообще очень интересно, – поясняет он. – Мои ученики служат в театрах Орла, Брянска, Москвы, других городов, и мы с ними поддерживаем дружеские отношения. Безусловно, я учу студентов, но тонкость заключается в том, что одновременно и они учат меня. Нередко мы черпаем друг от друга такие знания, которые просто не могли бы получить иным путем, это и сближает, и обогащает. Когда человек – личность, это очень важно.
Идеальных людей, постоянно пребывающих в добром расположении духа, конечно же, не бывает, и о возможных трудностях в общении с людьми Павел Иванович говорит так:
Мне представляется, что ссорятся люди с единственной целью – чтобы потом помириться, а грубят друг другу лишь для того, чтобы извиниться впоследствии. Я не сторонник того, чтобы тратить драгоценное время на подобные вещи. Гораздо приятнее, и на работе, и в личной жизни, проводить время с обоюдным удовольствием и пользой.
Быть личностью
Павел Иванович говорит, что театр не был и не мог стать для него рутиной никогда.
– Если бы это чувство возникло, я бы просто ушел, – поясняет он. – Театр – это обоюдный процесс: актер проживает на сцене сотни жизней, растет с каждой своей ролью, учится видеть и понимать вещи, которых, быть может, раньше не понимал. Конечно, бывают роли, готовясь к которым актер едва ли не плачет, вникая в нюансы, но именно эти роли впоследствии становятся самыми любимыми, потому что подготовка к ним есть естественный процесс взросления и формирования личности. С этим мы выходим к зрителю. Да, сейчас многим хочется радости и веселья в театре, хочется видеть комедии, но они не должны быть пустыми.
Павел Легкобит убежден, что хорошим артистом человека делает не техническое мастерство и не природное дарование, хотя важно, безусловно, и то и другое, а нечто более глубокое.
– Актер должен быть личностью, – говорит он. – Конечно, важна одаренность, важно мастерство. Это касается и работы со студентами: я не могу научить других тому, чего не умею сам, это очевидно! Однако понастоящему хороший актер возможен только в том случае, когда сходится воедино личность человека, его мастерство и дарование. Пустой человек может произносить только текст, но это уже не театр.
Разумеется, непрерывное профессиональное и личностное развитие актера приносит свои плоды.
– Актер – это всегда психолог, – продолжает Павел Иванович. – Понимать людей, погружаться в их эмоции, мотивы поступков, познавать их светлую и темную стороны – это такая же профессиональная компетенция артиста. Конечно же, это работает не только в процессе подготовки к роли и во время спектакля, эту способность невозможно в себе отключить. Да, многое становится понятно, люди становятся понятнее. С течением времени я обнаружил, что мне не составляет труда безошибочно угадать, чем тот или иной человек занимается в настоящей жизни. Именно поэтому я не способен разочароваться в комлибо. Мы все такие, какие есть, и это нужно понимать.
Жить на сцене
Каким же может и должен быть современный театр, Павел Легкобит знает точно:
– Театр – это всегда единство формы и содержания. Одно не может существовать без другого, и это никогда не изменится. Я с большим интересом отношусь к поиску новых форм. Самый простой пример: Любимов искал форму, когда Высоцкий играл Гамлета. Но было ли потеряно содержание? Ответ очевиден нет, потому что работал Мастер. Форма не должна быть унижением ни для артиста, ни для автора, она может быть лишь взглядом под новым углом на актуальные, неизменно востребованные и нужные зрителю вещи, на содержание.
Разумеется, артиста, посвятившего сцене не одно десятилетие, невозможно не спросить о том, удается ли ему не играть в жизни.
– А я не играю ни в жизни, ни на сцене. Я живу. Люди разные, конечно, может ктото и лицедействует в жизни, но как он тогда будет жить на сцене? Хорошим актером можно стать только проживая свою жизнь, и в эту же жизнь мы несем тот бесценный опыт, который приобретаем на сцене. Это непрерывный взаимосвязанный процесс, и это и есть жизнь.
Анастасия Извекова