К 150-летию С.В. Рахманинова
Иван Бунин и Сергей Рахманинов — два знаковых имени для русской культуры. Бунин – поэт и прозаик, первый русский нобелевский лауреат по литературе. Рахманинов – великий композитор, произведения которого знает весь мир. Их связывали долгие годы дружбы, которую они смогли сохранить, несмотря на все потрясения и перемены в жизни.
Поэт и композитор познакомились в Ялте в апреле 1900 года. «При моей первой встрече с ним в Ялте произошло между нами нечто подобное тому, что бывало только в романтические годы молодости Герцена, Тургенева, когда люди могли проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком искусстве.
Впоследствии, до его последнего отъезда в Америку, встречались мы с ним от времени до времени очень дружески, но все же не так, как в ту встречу, когда, проговорив чуть не всю ночь на берегу моря, он обнял меня и сказал: «Будем друзьями навсегда!» так описал эту встречу Бунин.
В судьбе композитора и писателя прослеживается много общего. Оба происходили из древних дворянских родов, с детства проявляли тягу к прекрасному. Бунину было почти 17 лет, когда его голос уже зазвучал в литературной России. К 17 годам расцвел и талант Рахманинова, его дар пианиста и композитора уже удивлял современников.
Оба не представляли своей жизни без путешествий. «Странником», «скитальцем» называл себя Бунин. «Странствующий музыкант» так часто подписывал свои письма Рахманинов. Оба оказались эмигрантами, не приняв революцию.
В России, до отъезда в эмиграцию, Бунин и Рахманинов виделись не часто, но неизменно откликались на важные творческие события в жизни друг друга. Встречались они временами на собраниях знаменитого литературного кружка «Среда»: Бунин был его активным участником, а Рахманинов приходил как гость.
В 1906 году Сергей Васильевич написал на стихи Бунина два романса «Я опять одинок» и «Ночь печальна».
В 1912 году, когда вся страна отмечала 25летие литературной деятельности Бунина, Рахманинов прислал телеграмму: «Примите душевный привет от суходольского музыканта. Рахманинов».
А в 1915 году Бунин послал свою новую книгу рассказов и стихотворений «Чаша жизни» Рахманинову, и тот ответил: «Дорогой Иван Алексеевич! Я Вас неизменно люблю, вспоминаю часто наши давнишние с Вами встречи. Грустно, что они теперь не повторяются. Очень благодарю Вас за присылку Вашей последней книги. Был тронут. 27 апр. 1915г.»
Оба покинули родину уже признанными талантами, в зените своей славы. Рахманинов уехал в 1917 году и поселился с семьей в США. В 1920 году навсегда прощается с Россией Бунин, дальнейшая жизнь которого будет связана с Францией. Но любовь к Родине, к России оба пронесли через всю свою жизнь. Эта любовь питала их творчество, вдохновляла на создание новых произведений.
О своем творчестве Рахманинов говорил: «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка…».
«Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает», эти слова принадлежат Ивану Бунину.
Давние друзья в эмиграции друг друга не потеряли и не раз встречались на юге Франции, где Бунин с женой Верой Николаевной несколько лет снимали виллу, а Рахманинов с семьей приезжал отдыхать.
Вера Николаевна вспоминала о визите Сергея Васильевича на виллу «Бельведер» 12 сентября 1926 г.: «В шестом часу приехал Рахманинов. Посидел около часу. Он с семьей в Каннах. Большая вилла, своя машина, на которой он приехал из Германии. Он очень мне понравился, очень прост и приятен. Звал меня к себе. Повидимому, к Яну относится очень хорошо. Рахманинов пришел без шапки, в коричневой фуфайке, парусиновых туфлях».
Вскоре Рахманиновы всей семьей встретились с Буниными в Каннах. На сохранившейся фотографии можно увидеть Ивана Алексеевича с женой и Сергея Васильевича с дочерьми – Ириной и Татьяной. Вера Николаевна писала: «…были у нас все Рахманиновы. Очень приятна и мила жена его. Женственна, проста и добра … а дочери Рахманинова, Ирина и Татьяна, понравились всем еще больше, чем при знакомстве».
Однажды, возвращаясь домой после прогулки к морю, Бунины заметили около своей виллы чейто великолепный темно-синий автомобиль. Это приехали Рахманиновы. В оживленной беседе вечер прошел великолепно. Писательница Галина Кузнецова вспоминала: «Во время обеда я часто смотрела на него и на Ивана Алексеевича и сравнивала их обоих – известно ведь, что они очень похожи, сравнивая также и их судьбу. Да, похожи, но Иван Алексеевич весь суше, изящнее…»
Действительно, современники иногда отмечали внешнее сходство Бунина и Рахманинова. Оно особенно заметно на одной совместной фотографии, сделанной в Грассе в 1930 г.
1 апреля 1933 г. Рахманинов отмечал 60летний юбилей. «…желаю еще много лет сил, здоровья, благополучия и всяческих возможностей продолжить свое славное поприще, гордость русскую и всемирную», – писал по этому поводу Бунин. А в декабре того же года уже композитор поздравлял писателя с важнейшим в его жизни событием – получением Нобелевской премии: «Искренние поздравления от господина из НьюЙорка».
Последний раз Бунин и Рахманинов встретились летом 1937 г. в Швейцарии. Иван Алексеевич читал там лекции, а Сергей Васильевич проводил отпуск.
Рахманинов ушел из жизни в 1943 году. 29 марта Вера Николаевна записала в дневнике: «…все застилает смерть Рахманинова. Не дожил он до конца войны, до возможности вернуться на родину».
Инна Корнеева